Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31
Попечительский совет Энциклопедического фонда России
Барон фон ФАЛЬЦ - ФЕЙН

Фейербах Людвиг Андреас

  
Нажмите, чтобы увеличить!

Фейербах Людвиг Андреас (1804 - 1872), немецкий философ - материалист и атеист. Учился на Теологическом факультете Гейдельбергского университета. В Берлине слушал лекции Гегеля. Преподавал в Эрлангенском университете. Но после публикации сочинения "Мысли о смерти и бессмертии", в котором отвергал идею бессмертия души, был лишен права преподавания и занимался научной деятельностью. В последние годы жизни Фейербах проявил большой интерес к социальным и экономическим проблемам, изучал "Капитал" Маркса, а в 1870 г. вступил в социал-демократическую партию.
Главным делом жизни Фейербаха была непримиримая борьба против религии. В противовес гегелевской философии религии он рассматривал философию и религию как миропонимания, взаимно исключающие друг друга. Причина живучести религиозных верований, по Фейербаху, - не только обман, использующий невежество. Реальная причина религии коренится в "природе человека" и условиях его жизни. Первоисточник религиозных иллюзий - в чувстве зависимости, ограниченности, бессилия человека по отношению к неподвластным ему стихиям и силам. Бессилие ищет выход в порождаемых фантазией надежде и утешении, - так возникают образы богов как источники осуществления человеческих надежд. Религия, по мысли Фейербаха, парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию его. Отвергая религиозный культ, Фейербах противопоставлял ему культ человека, облекаемый им в религиозную оболочку "боготворение человека". Он рассматривал свой девиз "человек человеку бог" как противоядие атеистической религии.
Критика религии у Фейербаха перерастала в критику философского идеализма. Основной порок, которого - отождествление бытия и мышления. В теории познания он продолжал линию материалистического сенсуализма: опыт является источником знания, при этом между чувственным созерцанием и мышлением существует тесная взаимосвязь. В центре учения Фейербаха - человек как "…единственный, универсальный и высший предмет философии…".
Антропологический материализм Фейербаха исходит из рассмотрения человека как психофизиологического существа, который является одновременно и материальным объектом, и мыслящим субъектом. Он рассматривал человека как чисто биологическое, а не социальное существо. В этом проявилась ограниченность фейербаховского, как и всего домарксовского материализма. Материализм Фейербаха явился исходным пунктом становления марксизма.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я