Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Тахунийская культура

  
Автор: Золин П.М.

Тахунийская культура - культура замещения натуфийской (см.), имеет связи со свидерскои и близкими ей культурами Восточной Европы XI - VIII вв. до н.э. Тахунийцы сменили натуфийцев и в раннем Иерихоне.
Типологическая близость тахунийской и свидерской культур подробно показана Н.А. Николаевой и В.А. Сафроновым (1989). Сходство тахунийской и свидерской индустрии обусловлено тем, что они базируются на развитой пластинчатой технике, основанной на наработанных веками приемах скалывания пластин и подготовки двуплощадочных и карандашевидных нуклеусов к дальнейшему использованию. Проводилось сравнение между 23 свидерскими памятниками Полесья и 6 тахунийскими слоями раннего города Бейды. Суммарная площадь свидерских поселений, откуда происходит стратифицированный материал, и площадь, на которой собран подъемный свидерский материал, - 41 680 кв.м, - приближается к площади всех тахунийских слоев Бейды - 36 000 кв.м.
15 типов изделий находят точные типологические и функциональные параллели в каменном инвентаре Бейды, где все кремневые изделия входят в число 14 типов. Оценка сходства бейдинской и свидерских домостроительных традиций проводится с учетом экологических и геологических особенностей территорий, где жили свидерцы и тахунийцы. Прежде всего, речь о строительных материалах. Свидерцы вслед за северным оленем, ягодами и грибами летом уходили в тундру, зимой откочевывали в леса, где было достаточно дерева для строительства домов.
Сооружение летних домов типа чума (яранги, шалаша-"костра") могло определяться и нехваткой дерева. Из этнографии известно, что и в последние века при строительстве таких домов широко используются шкуры животных. То же самое можно заключить при рассмотрении временных домов из 6 - 5 слоев Бейды. Но при строительстве долговременных домов использовали долговременные материалы такие, как камень, поскольку он был в изобилии в обезлесенных районах Синайского полуострова. Сначала это были песчаниковые плиты (6-4 слои), а затем булыжник и дикий камень, а неровности замазывались штукатуркой. Роль камня у Костенок играли крупные кости мамонта. Выбор строительных материалов диктовался их наличием в природе. Дерево на юге заменялось камнем - это традиция многих тысячелетий, даже городов Северного Причерноморья и Приазовья. Свидерцы-тахунийцы Бейды перешли к строительству каменных домов, но сохранили формы своих жилищ.
При разном материале в Бейде сохраняются сложные конструкции зимних (долговременных) свидерских домов. Овальные длинные стены легко соорудить из деревянных плах, вбитых в землю по периметру дома. Такое, правда, летнее свидерское жилище было обнаружено в Польше, где "при раскопках стоянки Цаловане V на Средней Висле найдены следы сгоревших жердей, воткнутых в землю по периметру овала 2,8 х 1,6 кв. м, интерпретированного исследователями как остатки небольшого облегченного каркасного жилища (Зализняк, 1989, с. 137). Это позволило сделать вывод, что свидерцы жили парными семьями по 6 - 7 человек "в овальных в плане каркасных конических жилищах, покрытых шкурами и зачастую углубленными в землю" (Зализняк, 1989, с. 137, 148). Большой зимний дом нанамютов имеет такую же овальную форму, как дома у свидерцев и жилища в 4 слое тахунийской стоянки Бейда, и такой же "туннельный выход" (Зализняк, 1989, с. 43).
Хронология тахунийской и свидерской культур однозначно определяет направление связей, определившее появление тахунийских памятников на Ближнем Востоке - с севера на юг. Удаленность двух культур друг от друга наряду с поразительным их сходством позволяет предложить миграционную модель происхождения тахунийской культуры. Свидерцы жили на севере Центральной Европы в финальнопалеолитический период почти все IX тыс. до н.э. Их исчезновение датируют рубежом IX-VIII тыс. до н.э. Тахунийцы появились в Восточном Средиземноморье в VIII тыс. до н.э. Бейда датируется последними веками VIII-VII тыс. до н.э. Большое расстояние, разделящее две культуры, исключает проникновение свидерских элементов на Ближний Восток в результате диффузии. Следовательно, тождественность комплекса свидерской и тахунийской культур можно объяснить только миграцией свидерцев на Ближний Восток на рубеже двух эпох - плейстоцена к голоцена. Вероятно, продвижение свидерцев проходило сначала по Дунаю, а затем по замерзшим Дарданеллам) через Южную часть Анатолии и далее в Восточное Средиземноморье. Южной точкой, которую достигли свидерды, была Бейда на юге Иордании, на границе с Синайским полуостровом.
Причиной передвижения свидерцев было последнее резкое похолодание плейстоцена - Дриас III, наступление ледника до северных предгорий Карпат (Ложек, 1971, с. 109 - 114) и глубокое проникновение тундро-степи, граница которой находится примерно в 200 км от современного побережья Черного моря (Зализняк, 1989, с. 19, рис. 5, карта распространения свидерских памятников).
Тахунийская культура в Восточном Средиземноморье представлена как Бейдой, так и Иерихоном Б (Вторым). Иерихон Б связан с малоазийским Чатал Гуюком по ряду столь существенных признаков, которые в целом говорят о генетическом родстве между тахунийскими Бейдой, и Иерихоном Б, и Чатал-Гуюком. От тахунийской культуры ищут линии связи с культурами, давшими импульс развитию хаттов и хеттов.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я