Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

  
Нажмите, чтобы увеличить!

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1831) - немецкий философ. Представитель немецкой классической философии. Создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Учился в Тюбингенском Теологическом институте, с 1816 г. профессор философии в университетах Гейдельберга и Берлина.
Гегель поначалу выступал как последователь "критической философии" Канта и Фихте, но вскоре под влиянием Шеллинга, перешел с позиций субъективного идеализма на точку зрения объективного "абсолютного" идеализма. Велико внимание Гегеля к истории духовной культуры. В "феноменологии духа" (1807) духовная культура человечества представлена в ее закономерности развития как постепенное выявление творческой силы "мирового разума".
Универсальная схема творческой деятельности "мирового разума" получает у Гегеля название абсолютной идеи (универсума, всеобщности). Абсолютная идея раскрывается в ее всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная о самых общих и бедных определениями - бытия, небытия, качества, количества, меры и т.п. - и кончая конкретными, т.е. многообразно определенными понятиями - действительности, организма, познания и др.
Согласно схеме Гегеля, "дух просыпается в человеке к самопознанию с начала в виде слова, речи, языка. Орудия труда, материальная культура, цивилизация предстают как позднейшие производственные формы воплощения той же творческой силы духа (мышления). Исходная точка развития усматривается, следовательно, в способности человека к познанию самого себя через освоения всего "богатство образов", заключенных внутри духа. Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречия как единства взаимозаключающих и одновременно взаимопредполагающих противоположностей. Противоречие понимается как "мотор", внутренний импульс развития духа вообще. С помощью созданного им диалектического метода Гегель критически переосмысливает все сферы современной ему культуры. На этом пути он всюду открывает напряженную диалектику, процесс постоянного отрицания "отрицания".
В философии природы Гегель, критически анализируя механистические воззрения науки XVIII века высказывает ряд идей, предвосхитивших развитие естественно-научной мысли. Развитое в "философии права" учение об объективном духе оказало огромное влияние на последующее развитие социальной философии. С критики этого сочинения началась выработка Марксом материалистического взгляда на общество и историю. Критически переработанная философия Гегеля является одним из теоретических источников марксизма-ленинизма.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я