|
Бэкон Френсис (1561 - 1626) - Английский философ, родоначальник английского материализма и методологии опытной науки. В 1618 - 1621 гг. лорд - канцлер Англии. Философия Бэкона соединила в себе натуралистическое миросозерцание с началами аналитического метода, эмпиризм - с теологическим воззрением. Бэкон солидаризировался с материалистической традицией предшествующей философии и критиковал схоластику, мистику, идеализм, агностицизм.
Древнегреческие натурфилософы привлекали Бэкона тем, что понимали материю как активное начало. Свои мысли, связанные с предвидением огромной роли науки в жизни человечества, с изысканием метода научного исследования и расширением могущества человека, в его власти над природой, Бэкон изложил в незаконченном труде "Великое восстановление науки". В этот труд входили трактаты: "О достоинстве и приумножении наук", "Новый органон, или истинные указания для истолкования природы" и др. Бэкон разработал подробную классификацию наук, индукцию указаний на те дисциплины, которые еще должны быть созданы. Дал типологию заблуждений человеческого ума (идолы разума). Обосновал эмпирический метод и описал различные виды опытного познания. Сформулировал индукцию как метод исследования законов природных явлений. Пропагандировав науку, Бэкон разграничивал области научного знания и религиозной веры, считая, что религия не должна вмешиваться в дела науки.
Как государственный деятель и политический писатель, Бэкон был сторонником абсолютистской монархии, военного, морского и политического могущества национального государства.
В утопической повести "Новая Атлантида" он изложил проект государственной организации науки. "Дом Соломона", по Бэкону - научно-технический центр утопического общества, занимающийся не только организацией и планированием научных исследований и технических изобретений, но распоряжающийся производством и природными ресурсами, внедрением в хозяйство достижений науки и техники.
Философия Бэкона, сложившаяся в атмосфере научного и культурного подъема Европы кануна буржуазных революций, оказала огромное влияние на целую эпоху философского и научного развития.
Предложенная им классификация научных знаний была воспринята французскими энциклопедистами. Его учение заложило материалистическую традицию в философии нового времени. Индуктивная метология стала отправным пунктом разработки индуктивной логики. "Дом Соломона" послужил прообразом научных обществ и академий.
|
|