|
Спиноза Бенедикт (1632 - 1677), нидерландский философ - материалист, пантеист и атеист. Философские воззрения Спинозы складывались первоначально под влиянием еврейской средневековой философии. Ее преодоление явилось результатом усвоенной Спинозой пантеистическо-материалистических воззрений Бруно.
Рационалистического метода Декарта, математического и механистического воззрения. Что обусловило стремление философа к созданию целостной картины природы. Продолжая традиции пантеизма, Спиноза сделал центральным пунктом своей онтологии (философской науки и бытия) торжество бога и природы. Природа, в его понимании, есть единая. Вечная и бесконечная субстанция, исключающая существование какого-либо другого начала, она есть причина самой себя. Признавая реальность бесконечно многообразных отдельных вещей, Спиноза понимал их как совокупность модусов - единичных проявлений единой субстанции. Качественная характеристика субстанций раскрывается в понятии атрибута как неотъемлемого свойства субстанции. Число атрибутов бесконечно, но человеческому уму раскрывается лишь два из них - понятие и мышление.
При рассмотрени мира единичных вещей Спиноза выступал как один из наиболее радикальных представителей детерминизма и противников теологии. Детерминизм он трактовал механически, отожествляя причинность с необходимостью и рассматривая случайность как субъективную категорию. Тем самым Спиноза приходит к точке зрения механического фатализма и объяснению мира как математической системы, которая может быть познана до конца геометрическим способом.
Спиноза утверждал, что тело и душа человека взаимно не зависимы вследствие онтологической независимости двух атрибутов субстанции. А зависимость мышления человека от его телесного состояния обнаруживается на стадии чувственного познания, Эта стадия образует первый род знаний - мнение. Двумя другими родами знаний являются, согласно Спинозе, понимание, состояние из рассудка и разума. И интуиция, выступающая фундаментом достоверного знания.
Философскую систему Спиноза завершает этика, в основе концепций которой заключается понятие "свободного человека", руководствующегося в своей деятельности только разумом.
Основываясь на теории естественного права, Спиноза выводил закономерности общества из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоничное сочетание частных эгоистических интересов граждан с интересами всего общества. Спиноза заложил основы научной критики библии. Она излишняя для "свободного человека", руководствующегося только разумом, но необходима для большинства людей, для "толпы", которая живет лишь страстями. Атеистические и натуралистические идеи Спиноза нашли свое продолжение у французских материалистов XVIII века и отказали воздействия на Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.
|
|