|
Чатал-Хююк (Гуюк и т.п.; Catal Huyuk) - второй после Иерихона по древности известный город на земле. Возник на юге нынешней Турции (Анатолия) более 8 тыс. лет назад, при участии тахунийцев (см.). Исследован Дж. Меллартом в 1961 - 1963 гг. Площадь до 14 га, культурный слой свыше 6 метров (на уровне средневекового Новгорода). Сырцовые дома прямоугольные, примыкавшие друг к другу, с выходами на крыши. Развитое земледелие - пшеница, горох, ячмень, миндаль. Скотоводство с культом быка - образ будущего Зевса. Мелкие изделия из самородной меди и свинца. Почитание дородных женщин, схожих с подобными палеолитическими фигурами - Венерами каменного века Евразии. Погребения в скорченном положении у домов, что известно и палеолиту России.
В.А. Сафронов по 27 признакам материальной культуры Чатал-Гуюка, соответствующим лексике праязыка, установил ранне-праиндоевропейскую атрибуцию города (Сафронов, 1989, с. 28 - 29). Появление ранних праиндоевропейцев в Анатолии объясняется переселением позднепалеолитических племен из Европы (см.: свидерская культур). Выявлено сходство и всего комплекса стрел тахунийской культуры (см.) со стрелами Чатала. О том, что хозяйственная жизнь населения связана с охотой с помощью лука и стрел, говорят многочисленнне фрески, украшающие святилища . Лучники загоняют оленя, устраивают облаву на быка, охотятся на кабана и т. д. В то время на Востоке не были известны лук со стрелами у автохтонного населения.
На основании широкого сравнения ранних языков мира в 60-ые годы В.М. Иллич-Свитыч сделал работу по реконструкции ностратического праязыка и его словаря. Такой поворот в исследовании ностратических языков предполагал модель распада ностратического языка и выделение из него языков указанной макросемьи. Значит, существование праязыка, в данном случае - ностратического, предполагает существование прародины некоего ностратического народа, говорящего на этом языке. Хотя конкретно границы территории такой "прародины" не указаны, подразумевается Ближний Восток, где впоследствии пребывали потомки: афразийцы, семитские народы, а также дравиды. Именно это обстоятельство повлияло на концепцию праиндоевропейской прародины в Армянском нагорье, выдвинутую Т. Гамкрелидзе, Вяч. Вс. Ивановым в 1984 г. Авторы концепции никак не могли обойти обстоятельство контактов праиндоевропейского с прасемитским, в результате чего в обоих языках появились заимствованные слова.
Альтернативой ностратической теории является теория бореального языка Н. Андреева. Именно эта теория объясняет, как на Ближний Восток попадают элементы финно-угорских, уральских и тюркских языков без их носителей. Модель ухода свидерцев в Анатолию под воздействием холода в конце IX тыс. до н.э. объясняет образование раннепраиндоевропейского языка, как отделившегося от евразийского (бореального). Именно в тот момент, в IX тыс. до н.э. - начале VIII тыс. до н.э. свидерцы-евразийцы, уже говорящие на раннеиндоевропейском диалекте, сталкиваются с праафразийцами-натуфийцами и носителями Иерихона 1(А), возможно, уже прасемитами. К этому времени могут относиться общие моменты, которые определяются в ностратическом пространстве как уральские и алтайские наряду с афразийскими и индоевропейскими. Ранние праиндоевропейцы принесли элементы языков уральской и алтайской семей в округу Иерихона и Чатал Хююка, возможно, без их носителей или с отдельными их носителями.
Выходы европейцев в Переднюю, Малую и Среднюю Азию, в Сибирь около 4 - 5 тысяч лет назад в науке общепризнаны. Сафронов и его сторонники убедительно доказывают вероятность таких выходов и 10 тысяч лет назад. И тогда уже не было здесь чистых (по крови и культуре) народов, а были полиэтносы. Их активностью и создавалось величие первых государств и первых цивилизаций. С поразительным сходством мифологии при все большем различии имен богов и героев мифов.
Литература:
1. Mellaart J., Catal Huyuk. A neolithe town in Anatolia. L., 1967;
2. Андреев Н.Д. Раннеиндоевропейский праязык. Л., 1986;
3. Андреев Н.Д. Гипотеза о бореальном праязыке. // Проблематика взаимодействия языковых уровней. Лингвистические исследования 1988. Л., 1988; 4. Прикарпатье - общая прародина трех праязыков: бореального, индоевропейского, славянского. // Лексикология, лексикография, грамматика. Лингвистические исследования. 1995. СПб., 1996;
5. Гурина Н.Н. Мезолит Литвы и Белоруссии // Мезолит СССР. М., 1989; 6. Долуханов П.М. Хронология палеолитических культур // Проблемы абсолютного датирования в археологии. М., "Наука", С. 11 - 28;
7. Долуханов П.М., Тимофеев В. И. Абсолютная хронология неолита Евразии (по данным радиоуглеродного метода) // Проблемы абсолютного датирования в археологии. М., "Наука". 1972. С. 28 - 76;
8. В.А. Дыбо, В.А. Терентьев. Ностратические языки. // Лингвистический энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1990;
9. Ю. Заблоцка. История Ближнего Востока в древности. М., Наука", 1989;
10. Зализняк Л.Л. Охотники на северного оленя Украинского Полесья эпохи финального палеолита. Киев. "Наукова Думка", 1989;
11. Краткая географическая энциклопедия в 5 томах. "Советская энциклопедия". М., 1962;
12. Kirlbraide D. Beidha: Earle neolithic village life to the south of Dead Lake. // Antiquity, 1968, vol. 42;
13. Martinet А. Des Steppes aux oceans. // L'indo-europeen et les Indoeuropeens. Рaris, 1986;
14. Массон В.М. Первые цивилизации. Л., "Наука", 1989;
15. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Древнего Востока, М., "Наука", 1982;
16. Н. Мuller-Karpe. Handbuch der Vorgeschichte. Т. 2. Munhen, 1968;
17. Николаева Н.А. Северная Осетия в ранне- и среднебронзовом веке. Модель выделения археологической культуры. // Ученые записки Комиссии по изучению памятников цивилизаций древнего и средневекового Востока Всесоюзной ассоциации востоковедов. Археологические источники. М., 1989. С. 3 - 74;
18. Oates D.J. The rise of civilization. Oxford, 1976; Г.А. Федоров-Давыдов. Статистические методы в археологии. М., 1987;
19. Сафронов В.А. Индоевропейские прародины. Горький, 1989;
20. Hensel W. Polska Starozytna. Wydanie II Uzupenione. Wroclaw - Warszawa - Krakow - Gdansk. 1980;
21. Шнирельман В.А. Происхождение скотоводства. М., 1980;
22. Милитарев А.Ю., Шнирельман В.А. К проблеме локализации древнейших афразийцев. // Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. М., 1984. Тезисы и доклады конференции. Л.-М., "Наука", 1984. С. 35 -537.
|
|