Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Саргон Древний

  
Автор: Золин П.М.

Саргон Древний (Шаррум-кен, Шаррукин) - основатель до 44 веков назад государства Аккад на части земель Шумера. Родом из бедных семитов г. Киша. Тогда в селениях округи наиболее работящие люди (которых привлекали и в армию) назывались "шублугали" (подчиненные царя), что случайно созвучно позднему "шобла" (мнящие себя приближенными). Иногда их именовали "гуруш", греки и у Азовского моря позже таких называли "курос" (сильные, молодцы), что связывают с поздним русским "кореш" - соратник по делам, свой парень (есть и иные версии).
Владельцы храмовых и царских наделов работали летом месяца четыре. Тягловый скот, плуги и другие орудия труда им выдавались из храмовых или царских хозяйств. Основным зерном был ячмень, который уже использовался для приготовления пива (покровительствовала пивоварению богиня Нинлиль). Родичи С. и он сам воспитывались в такой обстановке.
Древние общинные суды, вероятно, связанные и с традициями северян, уже не удовлетворяли сформировавшуюся в Шумере за тысячу лет собственную знать. Царь Урукагина около 2370 г. пришел в власти и стал развивать свою судебную систему, во славу Нингирсу - главного бога Лагаша. Войска, верные Нингирсу (как богу) и царю (как исполнителю воли бога), насчитывали около 36 тыс. мужей. Тяжеловооруженные наемники враждебного царя Лугаль-анта были большей частью казнены, но частью перешли на сторону почитавших Нина (его храм был в царском квартале Гирсу). Бог, его жена Бау (Баба) и их сын были объявлены владыками страны и ее богатств.
Урукагина вскоре победил царь Лугальзаггиси, около 2360 г.до н.э. поставивший свою статую с прославляющей надписью на семитском языке в северном храме Ниппура. Затем в историю и входит аккадский царь Саргон, который якобы младенцем - за шесть веков до Моисея - был положен в тростниковую карзину, вход замазали смолой и пустили по реке. Понятно, младенца удалось спасти. По более объективной версии, С. являлся садовником и виночерпием Урза-Бабы, одного из царей северного города Киша. С. удалось объединить людей в борьбе с Лугаль-заггиси, а затем и проводить большие завоевания в округе уже во славу Аккада. Постоянное войско С. насчитывало всего 5400 профессионалов (раннесредневековая Хазария имела 7 тыс. профессионалов), среди которых было место и северным наемникам. Ему помогали и десятки тысяч других северян, частью потомков Нектана и Фалека. Возвышение Аккада не понравилось северянам-гутеям - "драконам гор, врагам богов", как называли их аккадцы. Около 2200 г. гутеи разгромили Аккад, начали строгий сбор даней и восстанавливали или строили новый храм Нингирсу (это работает на версию, что Нин-Панин сам происходил из северных наемников). Вместо 36 000 свободных мужей при Урукагине - число свободных было доведено до 216 тысяч. За счет новой волны нахлынувших индоевропейцев. Но гутеи не смогли удержаться у власти даже века.
"Царями Шумера и Аккада" в 2132 - 2024 гг. стали властители города Ура, начиная с Урнамму и его сына Шульги. Последнее имя тяготеет к южнорусским. Сын Шульги Бурсин именем тоже похож на северян. А воевали против Шульги и его сына амореи - воинственные семиты из округи Сирии, откуда ранее пришли семиты Аккада. Затем Шусин, преемник Бурсина, строил против семитов линии укреплений. Последний урский царь Ибисин в 2024 г. уведен в плен в Элам, а на окрестных землях окончательно торжествуют семитские языки.
Северные семиты, взаимодействовавшие с массой северян и знавшие их устойчивые традиции, стали называть Энлиля Белом (владыкой, богом), а его жену Эштар (просто "богиней"). Храмы Нинлили сменялись ассирийскими храмами Иштар (Астарты, Афродиты. Венеры), а в эпической памяти оставалось мнение, что в этот момент ассирийский царь Нин прекратил полуторатысячелетнее господство скифов в Азии. Политика С. отчасти напоминает политику римского диктатора Суллы, который плодил неродовитую аристократию и менял родовитую. Органы местного самоуправления становились подчиненными органами единого государства. Между землями ранней Скифии и Аккада (как до этого Шумера) прослеживаются археологические и иные связи.
Давно ученых привлекает фраза из "Слова о полку Игореве": "И вот готские красные девы запели на берегу синего моря: звеня русским золотом, воспевают время Бусово, лелеют месть за Шарукана".
Бусирис (Осирис) - египетский Дионис, который, как Дионис (Вакх), очень почитался и в Скифии. Шаррукен - Саргон, бивший "гутиев". Мстя за поражение, другие "гутии" били аккадцев и возвращались к своим "красным девам" с "русским золотом". Ведь "Слово" XII в. хорошо знает и эпические "века Трояни" (Трои, что датируют III - II тыс. до н.э.). Знать Новгород-Северского, откуда выходил князь Игорь, могла быть знакома с такими семитскими источниками, которые до нас не дошли или ныне табулированы. В них и упоминается Сар-гон, чью судьбу позже повторил отчасти Моисей.
Литература:
Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. С.29 - 30.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я