|
Целостность - внутреннее единство объекта, его относительная самостоятельность. Понятие Ц. не поддаётся строгой формализации, поскольку обладает противоречивыми свойствами: замкнутостью и открытостью. Согласно Гёте, когда целое вполне обнаруживает себя, оно указывает на всё остальное, и в этом понимании лежит величайшее дерзновение и величайшее смирение. Целое не сводится к сумме частей не только из-за корреляции между частями, но и из-за внешних связей. В ходе перестройки мышления на новую парадигму, свободную от детерминизма, понятие Ц. сражается с понятием полноты. Стремление к полноте - вектор стратегии научного поиска в рамках прежней парадигмы; а целостная картина - всего лишь предварительный, приблизительный этап, подлежащий преодолению на пути к полному знанию. Однако жизнеспособным, самостоятельным, органическим системам свойственна скорее не полнота, а нечто другое, что стали называть Ц. Согласно М.К. Мамардашвили, это вынужденное понятийное орудие: "Мы имеем дело с чем-то, что мы в принципе не должны стремиться представить наглядно или модельно, с чем мы должны обращаться, как с символами. Никакой целостный эффект не разворачиваем в реальную совместность или последовательность дистинктных объектов с их свойствами. Необходимо пересмотреть классические абстракции, ввести онтологический принцип неполноты бытия" (Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984, 82 с.). Речь идёт о смене идеала, о переходе к Ц. как к более фундаментальному понятию, чем полнота. Полные описания ограниченных моделей становятся, таким образом, лишь вехами на пути к постижению целостных объектов. В новой парадигме вектор стратегии поворачивается от полноты к Ц.
|
|