|
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Психологическая сущность семьи формируется по мере того, как отношения в паре становятся личностно значимыми, то есть влияющими на чувства, мышление, поведение. Постольку, поскольку отношения между людьми сохраняют эту значимость, можно говорить о наличии или фактическом отсутствии психологической сущности семьи.
Принято оценивать качество семейных отношений по тому, насколько в этих отношениях удается удовлетворять различного рода потребности членов семьи. При этом считается, что общение в семье должно способствовать личностному росту ее членов, их адаптации и продуктивному функционированию в окружающей социальной среде. Для этого, во-первых, проблемы, которые волнуют членов семьи, должны высказываться и обсуждаться. На вопросы должны даваться содержательные и адекватные ответы. В процессе обсуждения нельзя перескакивать с одной темы на другую. По обсуждаемой проблеме обязательно принимать конкретное решение. Ограничения, налагаемые на обмен информацией, неконструктивные способы воздействия на другого рассматриваются как источник всевозможных личностных и внутрисемейных нарушений. Во-вторых, власть и авторитет родителей должны быть выше власти и авторитета детей. Если родители инфантильны, не ощущают своей ответственности за судьбу детей, подготовку их к будущей самостоятельной жизни, это подрывает авторитет родителей в глазах ребенка, что плохо отражается на его личностном развитии. Ребенок, в частности, не приобретает навыков сотрудничества в ситуации неравных авторитетов. В-третьих, считается, что в супружеском союзе для мужчины более естественна роль лидера, чем для женщины. Если мужчина не в состоянии адекватно выполнять эту роль, женщине приходится брать на себя функции лидера в семье, что деформирует ее характер, лишает женственности, делает эмоционально неуравновешенной. В таких ситуациях в семейной терапии мужчину обучают адекватному поведению в роли лидера. В-четвертых, преобладающими эмоциями в семье должны быть любовь, поддержка друг друга, забота друг о друге, уважение к уникальным личностным особенностям и решениям друг друга. Противоположным этому является центрация семьи на эмоциях, связанных с властью, агрессией, доминированием-подчинением.
Важно, чтобы внутрисемейные отношения не мешали человеку стремиться к целям, самостоятельно выдвинутым на основе уникального понимания собственных потребностей и рационального анализа ситуации. В воспитании важно, чтобы родители, обсудив цели и методы (средства) воспитания, выработали систему единых и непротиворечивых правил для ребенка и следили за их соблюдением. Необходимо также предоставить ребенку возможность самостоятельно, на опыте непосредственного участия, учиться адекватно функционировать в мире. Важно, чтобы родители четко различали, где они родители, а где супруги, чтобы супружеские разногласия не мешали обсуждать проблемы, связанные с воспитанием детей, на основе демократических принципов.
Работу с нарушениями внутрисемейного общения осуществляют в рамках семейного психологического консультирования и семейной терапии.
|
|