|
Эпикур (341 - 270 г.г. до н.э.), древнегреческий философ - материалист. Родился на острове Самос в семье школьного учителя. Около 309 г. до н.э. начал учить философию в Колофоне, Лампсаке. В 306 г. до н.э. вместе с учениками переселился в Афины (где прожил до самой смерти) и основал свою философскую школу "Сад Экипура", просуществовавшую более восьми столетий и ставшую главным центром антического материализма и атеизма. Им написано около 300 сочинений, большая часть которых не сохранилась.
Философская система Эпикура включает "физику" (учение о бытие), "канонику" (учение о познании) и "этику" (учение о нравственности).
Важнейшим элементом его учения является принцип сохранения материи: ничто ни происходит из несуществующего и ничто ни становится несуществующим, ибо нет ничего, помимо вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения. Согласно Эпикуру, вселенная бесконечна и существует вечно. Основные элементы мироздания: первоначальные материальные тела - атомы, и занимаемое ими пространство - пустота. Атомы и пустота вечны и бесконечны. Атомы неделимы, неизменны, неуничтожимы. К свойствам атомов Эпикур относил форму, величину и вес. Из атомов образуется бесконечное число миров в безграничном пространстве. Душа также состоит из атомов - особо тонких и рассеянных по всему телу - и похожа на ветер. Эпикур решительно отверг "мир идей" Платона, "первый двигатель" Аристотеля и другие сверхъестественные силы, выдвигавшиеся в качестве первопричины мира.
Цель философии, согласно Эпикуру, - обеспечение безмятежности духа, свободы от страха перед смертью и явлениями природы. Любые возникшие тела со временем разлагаются, в том числе и тело человека, а вместе с ним и его душа. Ссылаясь на общее мнение всех людей, Эпикур признавал существование богов, которые обитают в пространстве между мирами и наслаждаются, блаженством. Они не вмешиваются в ход явлений природы и в дела людей, т.к. это нарушило бы их безмятежное существование. Богам нужно воздавать поклонение, но не следует бояться их или ждать от них помощи.
Единственное благо для человека - наслаждение, которое Эпикур понимал как отсутствие страдания. Лучшим средством избегнуть страданий он считал самоустранение от тревог и опасностей, от общественных и государственных дел. Эпикур призывал своих последователей "прожить незаметно".
|
|