Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Авхаты

  
Автор: Золин П.М.

Авхаты - потомки Липоксая, старшего сына Таргитая (см.: внуки Зевса), по античной скифской легенде (в записи более 24 веков назад Геродота, вероятно, от скифа Тимна-Тимона). Липо-царь - властитель лесной округи "липких" (грязных, скользких) гор Рип (Лип), где были истоки крупнейших рек Скифии - Борисфена (Днепра), Танаиса (Дона) и Ра (Волги).
Этимология "авхатов" с учетом единого праязыка, диалектов ностратической прасемьи имеет десятки правдоподобных вариантов.
Индоевропейцы (включая армян, балтов, германцев, славян), финно-угры, тюрки, северные семиты, кавказцы и представители других языковых семей Евразии сохраняют примерно равные права на родство с авхатами. Понятно, здесь есть место и словено-русам.
С позиций праславянства, ав-хаты - "священные хаты" (хутора, скиты, обособленные небольшие поселения). "Аве" - в смысле священный (Авель-овца), - в восточно-славянских языках почти не сохранилось, но хаты остаются устойчивым обозначением "домов" в южных говорах, при этом "хутора" несут отзвуки памяти о древнейших "хатах".
Если домостроительство было известно на землях Руси хотя бы со времен Костенок (см.), то носителями умения строить дома являлись, вероятнее всего, шаманы-волхвы, "священные люди". Эту память об авхатах сохранило индоиранство, близкое праславянству по индоевропейской семье.
Упоминание авхатов является одним из базовых в начальной истории России, что С.М. Соловьев, например, подчеркнул в 2 главе 1 тома "Истории России с древнейших времен".
Иногда поддерживаются антиславянские версии происхождения скифов (хотя скифы-земледельцы, сколоты-некочевники, занимали огромные земли в округе Поднепровья), то ныне чаще пропагандируются индоиранские (в пользу, отчасти, Осетии-Алании) и тюркско-исламские (в пользу иногда даже не тюрков, а ислама в целом) версии происхождения авхатов. В частности, Авхат (священный) - распространенное в исламской среде имя.
Надо отметить, что южане тысячи лет назад обожествляли приходивших с севера "белых" (русых, светлокожих) людей, принимали на веру их пророчества и заклинания.
Еще до нашей эры наиболее характерной особенностью и обязательной принадлежностью скифского жреческого костюма был особый белый головной убор, трижды обвивавший голову, со спускающимися с головы двумя лентами повязками, считавшимися священными. Греки называли их "пилофорами", т.е. "носящими священную шапку". Это был символ моральной чистоты, что находит подтверждение и в том, что цветом жреческой касты в Индии и Иране также считался белый, сохраняемый как в языческих (со времен палеолита), так и в православных ритуалах. По данным источников, родоначальник жреческой касты скифов Авх (здесь эпическое упрощение смысла этнонима) имел от рождения белые (русые) волосы. Вот свидетельства из поэмы "Аргонавтика" (по ряду версий, аргонавты бывали в округе гор Рип) римского поэта I в. н. э. Валерий Флакк: "...у него (Авха) издавна белые волосы, прирожденный знак. Обвивая виски тройным узлом, он спускает со священной головы две повязки" (традицию сохраняет ряд религий с древними корнями).
В образе авхатов скифы могли хранить память о хаттах, появление которых фиксируется южнее Черного моря и Кавказа с IV-V тыс. до н.э. Это было начало эпического периода "господства скифов в Европе и Азии", о чем римские историки писали 15 - 20 веков назад (см.: Древнее египтян; Пал и Нап; Сыны Геракла и т.п.).
Нохчи Вайнахов (псевдоним) в журнале "ИNАЧЕ" с учетом реальных версий современной научной литературы утверждает, что хаттийцы - великая семья, к которой принадлежат почти все северокавказские народы: чеченцы, ингуши, адыги (черкесы, кабардинцы), многие народы Дагестана, абхазцы (называющие себя "хати", хотя они и апсилы Апсны) и древние хатты - предшественники хеттов. Енисейская ветвь хаттийской семьи - это кеты, котты, аринцы, ассаны. Самая многочисленная сейчас группа хаттийских народов - китайцы ("хань"), тибетцы и бирманцы. Иберийская группа хаттийцев включает басков и этрусков, а американская - индейские народы на-дене. А вот борейцы (индоевропейцы, семиты, картвелы, тюрко-монгольские народы) всегда пытались навязать нам свою власть, свои ценности и свое мировоззрение. Вся история хаттийцев, начиная с покорения и истребления хаттов индоевропейцами хеттами и кончая чеченской войной - это история физического и культурного геноцида, жестоких завоеваний и, в лучшем случае, добровольно-принудительной ассимиляции. Явная оправдываемая "историей" конфронтационность подобных версий очевидна.
Первые образцы анатолийской письменности, найденные в центре малоазийского полуострова, в излучине реки Кызыл-Ирмак, донесли от IV тыс. до н.э. речь хаттов. Это глиняные таблички с клинописью. Язык хаттов чаще считают близким некоторым языкам народов Кавказа, но почему-то традиции хаттов наследовали именно хетты. Уже в III тыс. до н.э. на землях Турции начинают преобладать индоевропейские языки - лувийский, палайский, хеттский. Т.В. Гамкрелидзе и В.В. Иванов выдвинули предположение, что прародина индоевропейцев находилась на стыке Анатолии и Ирана, в районе озер Ван и Урмия (Резайе), что подтверждается и данными эпоса (см.: Пал и Нап, Велесова книга и т.п.).
Некоторые хеттские слова обнаруживают прямое родство с русскими "Небо" по-хеттски - "непис" (небеса), "отец" - "тати" (тятя), "нога" - "пата" (пята), "два" - "тва", "три" - "три", "ты" - "ти", "вино" - "виана", "серп" - "сарпа", "вода" - "вадар" и т.п. Бог, связанный с культом грозы, назывался Перуа (русск. Перун).
В отличие от хаттов, своих предшественников, хетты при письме пользовались и клинописью, и иероглификой. Сами себя они называли неситами (неси), но соседние народы сохранили за ними название прежних жителей Центральной Анатолии - хаттов. В исторической литературе принято хаттов именовать хаттами, а неситов, как бы отмечая преемственность между обоими народами, - хеттами.
Вероятность памяти о хаттах в скифском эпосе под символом авхатов (наследников Липоксая, внука Зевса) исторически доказывается.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я