|
Вантит - (семит. В-н-н-тит) - "Страна вятичей" 8-10 вв., которая воевала с Хазарией.
Хазарский царь Иосиф, правивший в середине X в., в письме придворному кордовского халифа Абдаррахмана III Хасдаю Ибн-Шафруту писал, что хазары вели войну с народом в-н-н-т-р (в другом варианте письма в-н-н-тит), в ходе которой заняли его страну. При этом побежденные вынуждены были перейти большую реку (Дон или Оку ?) и обосноваться на другом берегу. Этим народом иногда считают оногуров, которые в 70-х гг. VII в. могли уйти в числе других болгар из Приазовья в Подунавье, форсировав Дунай.
Однако знаменитая арабо-персидская книга "Области мира от востока к западу" ("Худуд ал-Алем"), в своей основе относимая к первой половине IX в., "помещает" народ венендеров вблизи Азовского моря на правом берегу Дона, а располагающийся севернее Донецкий кряж там же поименован Венендерскими горами. На этой территории археологами была открыта цепь оборонительных белокаменных крепостей 8-9 вв., расположенных вдоль берега реки. Добыча камня, его доставка к месту строительства и обработка являлись весьма трудоемкими процессами... По подсчетам специалистов, для возведения стен Верхнесалтовского городища понадобилось 7 тыс. м3, Маяцкого - 10 тыс. м3, Правобережного - 12 тыс. м3 и Мохначевского - 14 тыс. м3 камня. Каменные блоки различных размеров обрабатывались с помощью долот и зубил (Михеев В.К. Подонье в составе Хазарского каганата). Приписывать подобные инженерные сооружения гению кочевников пока оснований нет.
Народ, корень названия которого пишется как в-н-н-д(т), должен был обладать уникальными по тому времени строительными и военными навыками. Строителей относят к венедам-винидам, которые строили подобные крепости в 7-8 вв. и в округе Эльбы.
Одна часть исследователей считает, что крепости были построены тюркам и хазарам (при помощи среднеазиатских зодчих - хорезмийцев). Эту точку зрения активно пропагандировал известный публицист и литературный критик В. Кожинов. Другая группа ученых настаивает на том, что каганат не имел к этому строительству никакого отношения. По мнению профессора А. Кузьмина, цепь крепостей создавалась не для нападения на славянские племена, а именно для защиты от хазар и иных, зависимых от них, кочевников. Спор двух сторон , в частности, разрешает (в пользу А. Кузьмина и "народа Рос") статья Б.Т. Березовца "Об имени носителей салтовской культуры" (Археология. XXIV. Киев, 1970). Ее резюме: "Археологическими исследованиями установлено, что в VIII-X вв. в районе Среднего Дона, Северского Донца, Приазовья жило многочисленное население, оставившее памятники салтовской культуры. Для этого же времени восточные авторы оставили сообщения о народах Восточной Европы. Для всех перечисленных ими народов известны определенные археологические памятники, за исключением русое. Принято считать, что русы - это часть славян и, соответственно, их памятники должны быть славянскими. Среди известных арабам народов нет претендентов на памятники салтовской культуры. …Кто такие славяне, вопрос выяснен - это население Поднепровья. Русы живут восточнее их. Дошедшие до нас карты (Идриси и Махмуда ал-Каш-гари) дают возможность уточнить места их обитания. Это район Северского Донца и его притоков. Нижний Дон, Приазовье. В этом районе расположены салтовские памятники, это дает право считать, что население салтовской культуры было известно в магометанском мире под именем русое. Если сопоставить этнографические сведения о русах, имеющиеся в средневековых источниках, с археологическими памятниками салтовской культуры, то во многих случаях они будут полностью соответствовать друг другу. Например, такой важный признак, как погребальный обряд, описанный Ибн-Русте или у Гардизи, полностью соответствует катакомбным захоронениям салтовских могильников. Археологически подтверждаются и сообщения этих авторов о воинственности русое, о большой торговле, о наличии у них больших городов и т.д. Если русы восточных авторов не славяне, то естественно возникает вопрос о взаимосвязях этих русое со славянской, Днепровской Русью. Вопрос этот очень сложный и несколько иного порядка. С нашей точки зрения Днепровская Русь получила свое название от народа рус, рос, который имел самое непосредственное отношение к салтовской культуре".
Страну донских росов, построивших систему белокаменных крепостей, восточные авторы именовали Росским каганатом (Галкина Е.С., Кузьмин А.Г. Росский каганат и остров русое// Славяне и русь: проблемы и идеи). Сами русские называли ее "страна Вантит". Находки археологов свидетельствует, что салтовцы выплавляли первоклассный металл. О высоком уровне металлообработки говорит производство оружия: сабель, боевых топоров, наконечников копий и дротиков, наконечников стрел, боевых ножей и кинжалов, кистеней. Металлографический анализ образцов сабель и их обломков из трех важнейших военных поселений - Верхнего Салтова, Правобережного Цимлянского городища и Маяков - показал, что они были цельностальными, с высоким содержанием углерода. Возможно, войска отсюда составляли ударную силу Фомы Славянина.
Народ венетов, населявший страну Вантит, известен русским летописцам под именем вятичей (переход корня "вент" в "вят" обоснован филологами). Вместе с ними тут проживали аланы, а также эмигранты из Хазарии. Отступление венетов-вятичей на правобережье Дона следует относить к рубежу VIII -IX вв., когда вследствие принятия новой религии правителями каганата резко переменилась проводимая ими политика. Во внешнеполитической области это вылилось в организацию военных походов внутрь России с целью овладения важнейшими торговыми путями - греко-варяжским и волго-балтийским. Традиционно хазароведы говорят о страшной гражданской войне, разгоревшейся внутри Хазарии в 30-х гг. IX в. Но это период Фомы Славянина и послов "хакана Рос".
Многие хазароведы утверждают, что уже на первом этапе войны хазары овладели системой укрепленных городищ. Но считать так нет никаких оснований! Как раз наоборот, вяти-чи-русы отбили эту первую атаку. Следствием этого стало строительство по заказу хазар в 30-е гг. IX в. византийцами крепости Саркел на Дону.
Она замысливалась как противовес салтовским белокаменным укреплениям, и, следовательно, ни о каком продвижении хазар за Дон в первой половине IX в. не было речи. Другое дело - путь в Поднепровье, он был открыт. И именно в этом направлении, получив от вятичей "по зубам", двинулись хазары. Исследователи полагают, что где-то во второй четверти IX в. хазарам удалось завоевать Киев и принудить полян выплачивать им дань. Но вятичи по-прежнему оставались независимы. В 837- 838 гг. салтовцы еще чеканили собственные монеты (как бы продолжали традиции античного Боспора): это означает, что их торговая и хозяйственная деятельность отнюдь не была парализована военными действиями.
После полян хазары сумели подчинить себе племена северян и радимичей. Росский каганат оказался окруженным буквально со всех сторон. С востока ему угрожали тюрки-кочевники (подданные каганата), с юга и запада - хазары, проникшие на славянские территории. Единственными союзниками могли выступать только расположенные севернее угро-финские племена, но они были озабочены своими собственными проблемами. Восточные авторы неоднократно упоминают об "острове русов", который располагался где-то поблизости от моря и был окружен со всех сторон водой.
Его местоположение предполагали и в Тьмутаракани, и в Причерноморье вблизи устья Дуная, и в Прибалтике, и на озере Ильмень. По концепции "страны Вантит", "остров русов" и Росский каганат - это одна и та же территория. Ограниченная реками Дон и Северный Донец она вполне могла мыслиться как остров. Именно через русов Приазовья арабы поддерживали торговые связи с Русским Севером и Прибалтикой. Было бы странно, если бы они описывали удаленных от них русов на Дунае или на Балтике и ничего не говорили о значительно более близкой их группе, с которыми они непосредственно торговали.
После поражения Фомы славянина Росский каганат оказался в сложнейшем положении, окруженным практически со всех сторон хазарами и подвластными им кочевниками. Нужно было срочно искать новых союзников, которые смогли бы оказать военную или политическую помощь. С этой целью в 839 г. русы-салтовцы отправили посольство в европейские страны. Конечной ею целью был Константинополь, но прямой путь отрезали наемники хазар. И для поездки росы выбрали окольный путь - через прибалтийские земли. Во-первых, это был хорошо известный торговый путь, а во-вторых, здесь можно было рассчитывать на содействие балтийских русов-венедов. Бертинские анналы епископа Пруденция свидетельствуют, что послы каганата были приняты и византийским императором Феофилом (отцом Михаила Ш, от которого русские летописи начинают прозвание "Русской земли", и правителем франков Людовиком Благочестивым. Но и тот, и другой в помощи отказали - пришлось вятичам обходиться собственными силами. Страна Вантит оставалась независимой и сдерживала агрессию хазар века два-три. В "Повести временных лет" сказано, что в третьей четверти IX в. западные соседи вятичей - поляне, радимичи и северяне - уже платили дань хазарам. В 880-х гг. князь Олег, пришедший с мощной дружиной из Новгорода (и Ладоги) в Киев, вырвал северян и радимичей из-под хазарской власти. Вполне вероятно, что поляне сделали это раньше и независимо от Олега, а вятичи, хотя и находились ближе всех остальных русских племен к хазарам, и вовсе не платили им в то время дани. Во всяком случае, никаких свидетельств на этот счет нет. Более того, в 911 г. вятичи, сохраняя свою независимость, под началом Олега ходили на Царьград, а в начале X в. в составе азовских русов совершили ряд закавказских походов. Впоследствии Русь с переменным успехом билась с каганатом. После смерти Олега , в 913 г. хазары с новой, еще более страшной силой наваливаются на Русь, так что данниками каганата становятся и вятичи. Именно к этому времени относится знаменитое письмо царя Иосифа.
Литература:
1. Абрашкин А.А. Предки русских в древнем мире. - М.: Вече, 2001.
|
|