|
Тахунийцы - носители тахунийской культуры, что 9-8 тыс. лет назад сменила натуфийскую культуру в округе города Иерихона. Иногда тахунийцев по антропологическим и археолоическим данным относят к протогетам (протохеттам), носителям протоиндоевропейской ментальности (см.: свидерцы).
Ареал тахунийской культуры охватывает юго-восток Малой Азии. На месте Иерихона тахунийцы строят свой Иерихон-2. Он, по радиоуглеродному анализу, существовал от 7 170 до 5 800 тыс. до н. э. (Долуханов, 1972, с. 38). При этом Иерихон был чужд правоверным семитам, о чем напоминает и библия. Основало город развитое натуфийское население. Поздних праафразийцев (с новой волной выходцев из Африки) нередко относят к прасемитам. Хотя появление тогда прасемитов, носителей прабиблейской идеологии, вызывает споры. Например, тщательно изучающий проблему А.Ю. Милитарев датирует формирование прасемитской общности только с 7 тыс. до н.э., т.е. временем столкновения натуфийцев с тахунийцами. Достижением праафразийцев стало земледелие, первые следы которого у низовий Нила ныне относят к 16 - 18 тыс. до н.э., хотя ныне допускают участие и в этом северян (см.: древнее египтян).
Дома тахунийцев (как и некоторые дома Костенок) постепенно приобрели прямоугольные очертания вместо округлых. К домам которым примыкали хозяйственные помещения, а во дворах были очаги. Стены и полы домов обмазывались глиной (возможно, натуфийское наследие). Стены окрашивались; есть следы росписи по штукатурке. Фундамент домов сооружался из камней, а стены - из длинных сигарообразных сырцовых кирпичей, иногда напоминающих кости мамонтов - "кирпичи" времен Костенок.
Совершенны орудия труда рубежа мезолита-неолита. Важным признаком тахунийцев, не встречающимся у натуфийцев (те использовали пращу), являются известные мезолиту Восточной Европы лук и стрелы. Подобный инвентарь свидетельствует о большом значении охоты в экономике пришельцев-тахунийцев, а также о специализированной охоте с луком и стрелами. (Шнирельман, 1980, с. 208) наряду с тем, что новое население Иерихона было земледельческим. Специалисты говорят об увеличении зерен ячменя и повышении урожайности сравнительно с натуфийской эпохой (Массон, 1989, с. 35). Полагают, что домашними животными уже были коза и собака (неизвестные в натуфийское время) (Мелларт,-1982, с. 42; Милитарев, Шнирельман, 1984, с. 44 - 47). Керамика тахунийцам известна мало.
Культура несет больше информации о верованиях. Раскопаны святилища. Найдена скульптура больших и малых форм. Удивительный обряд моделирования черт лица на черепах, обмазанных глиной, сохранил облик тахунийцев, более грацильных сравнительно с евроафриканским типом натуфийцев. Эта черта погребального обряда - захоронение черепов и восстановление черт умершего с помощью глиняной маски, - затем сохранилась в ряде культур индоевропейского круга (Катакомбная культура России и Украины; Мелларт, 1982, с. 29, 44 - 45; Археология Украины, 1985, с 416).
Наиболее полное представление о тахунийской культуре дает хорошо документированное и полностью раскопанное поселение на юге Иордании, в 390 км от Иерихона - Бейда (Киркбрайд, 1968). Жилища углублены в землю. Во двор ведут вверх каменные ступени. Стены сложены из больших плоских плит песчаника высотой 1,5 м и оштукатурены. Пол также оштукатурен. Перекрытиями в доме были деревянные балки. Дома в III и II слоях - также подпрямоугольны, но нижняя часть стен сложена не из плит, как в слое IV, а из больших и малых круглых камней. Эти дома были частично двухэтажными и многокомнатными. Подобное наблюдалось в крупных городах трипольской культуры у Днепра.
В итоге сравнительный анализ материальной культуры тахунийских слоев Бейды и, например, Свидера в белорусском Полесье выявил уникальное типологическое сходство всех кремневых находок из тахунийской Бейды со свидерскими по 8 типам и 14 формам оружия и орудий: наконечники стрел 5-ти форм; резцы 3-х форм, пластины с ретушью (возможно, ножи), сверла; топоры; проколки; пилки, скобели для правки древков стрел.
Свидерское наследие и традиции в хозяйственно-культурном типе тахунийцев были значительно сильнее инноваций, приобретенных северянами на Ближнем Востоке. Все бейдинские кремневые находки обнаруживают точные аналоги в свидерских памятниках Полесья, при этом достаточно высокий коэффициент совмещения.
Литература:
1. Гурина Н.Н. Мезолит Литвы и Белоруссии // Мезолит СССР. М., 1989;
2. Долуханов П.М. Хронология палеолитических культур // Проблемы абсолютного датирования в археологии. М., "Наука", С. 11 - 28;
3. Долуханов П.М., Тимофеев В. И. Абсолютная хронология неолита Евразии (по данным радиоуглеродного метода) // Проблемы абсолютного датирования в археологии. М., "Наука". 1972. С. 28 - 76;
4. Массон В.М. Первые цивилизации. Л., "Наука", 1989;
5. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Древнего Востока, М., "Наука", 1982; 6. Oates D.J. The rise of civilization. Oxford, 1976;
6. Сафронов В.А. Индоевропейские прародины. Горький, 1989;
7. Hensel W. Polska Starozytna. Wydanie II Uzupenione. Wroclaw - Warszawa - Krakow - Gdansk. 1980;
8. Шнирельман В.А. Происхождение скотоводства. М., 1980;
9. Милитарев А.Ю., Шнирельман В.А. К проблеме локализации древнейших афразийцев. // Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. М., 1984. Тезисы и доклады конференции. Л.-М., "Наука", 1984. С. 35 -537.
|
|