Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Дидро Дени

  
Нажмите, чтобы увеличить!

Дидро Дени (1713 - 1784), французский философ - материалист. Представитель просвещения 18 века, писатель теоретик искусства, организатор и редактор французской "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". Он был убежденным врагом феодального строя, абсолютизма, феодально-клерикального мировоззрения. В своих работах Дидро отстаивал идеи материальности мира, единой, вечной и несотворенной материи как объективной реальности, которая существует вне зависимости от человеческого сознания. Материя является единственной субстанцией, а причина ее существования находится в ней самой. Дидро, вслед за Толандом, утверждал единство материи и движения и отвергал существование абсолютного покоя.
Неподвижное тело тоже находится в движении, т.е. изменяется, развивается. Вся природа находится в вечном движении и развитии. Ближе других домарксовских материалистов Дидро подошел к идее самодвижения материи, идее, которая является самым убедительным доводом, как полагал мыслитель, против существования бога. По Дидро, материя состоит из бесчисленного количества элементов, обладающих особыми качествами.
Пытаясь распространить принцип непрерывности изменения и развития на природу, Дидро предвосхитил некоторые положения эволюционного учения. Он писал, что человек как биологический вид подобно всем другим живым существам имеет свою историю становления. Выступая против утверждения о божественном происхождении сознания, Дидро отстаивал точку зрения единства материи и сознания. Он высказывал мысль, что потенциально ощущение свойственно всей материи, сознание же, как свойство высокоорганизованной материи возникает по мере усложнения органической материи.
В своих теоретико-познавательных взглядах Дидро исходил из сенсуализма, критиковал агностицизм и утверждал познаваемость мира. Он считал материю причиной ощущений. Из материалистического решения основного вопроса философии Дидро сделал атеистические выводы, отрицая сотворение мира, бессмертие души, загробное воздаяние, сверхъестественные явления и т.п.
Дидро решительно разоблачал вымыслы о божественном происхождении королевской власти и феодального сословного неравенства. Он высказывался за конституционную монархию и надеялся на появление "Просвещенного государства".
Феодально-религиозной этике он противопоставляет утилитаристскую этику, и считал себялюбие важнейшим мотивом поведения людей. Представление людей о прекрасном Дидро считал выражением их специфического отношения к реальной действительности, отстаивая искусство, способное правдиво отразить существенные проблемы жизни.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я