|
Фихте Иоанн Готлиб (1762 - 1814) - немецкий философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма.
Родился в крестьянской семье, учился в университетах Йены и Лейпцига. Пол влиянием событий великой французской революции Фихте написал работу, посвященную защите свободы мысли.
Будучи профессором Йенского университета, был вынужден оставить его в 1799 г. из-за обвинений в проповеди атеизма. С 1810 г. первый выборный ректор Берлинского университета. Во время новой освободительной войны с Наполеоном вступил в ряды добровольцев и в 1814 г. умер от тифа.
В философском развитии Фихте можно выделить два периода. В первый период (до 1800 г.) Фихте исходит из понятия абсолютного "Я". Во второй (после 1800 г.) - из понятия абсолютного бытия, тождественного богу, т.е. от идеализма субъективного к объективному. Вслед за Кантом Фихте считал, что философия должна быть фундаментом всех наук - "учением о науке".
Наука систематична, она должна исходить из единого само достоверного основоположения. Субъективно - идеалистический принцип критической философии Фихте исходит из сознания, из которого выводится мир со всеми его определениями (в противоположность принципу догматизма, который, согласно Фихте, выводит все определения мира из вещи, субстанции). В основе философии Фихте лежит убеждение в том, что практически - деятельное отношение к предмету предшествует теоретически - созерцательному отношению к нему. Сознание не дано, а заданно порождает себя: очевидность сознания покоится не на созерцании, а на действии и утверждается волей. Актом самосознания индивид рождает свой дух, свою свободу.
Философская система Фихте имеет структуру круга: начало содержит в себе конец: движение к завершению есть в то же время обращение к истоку. Всякая реальность, согласно Фихте, есть продукт деятельности "Я", и задача наукоучения - показать, как и почему деятельность с необходимостью принимает форму предмета. Исходя из того, что "вещь в себе" не может существовать независимо от сознания. Фихте вынужден рассматривать два различных "Я": одно из них тождественно индивидуальному сознанию, другое - не тождественно ему (абсолютное "Я").
Индивидуальное и абсолютное "Я" то совпадают, то распадаются: эта "пульсация" совпадений и распадений - ядро диалектики систем как движущего принципа мышления. Поначалу абсолютное "Я" трактовалось как недостижимая цель деятельности индивидуума, т.е. реальное единственное бытие.
После 1800 г. абсолют стал восприниматься Фихте как актуальное бытие, как бог, а все остальное, в том числе и деятельность индивидуального "Я" представало лишь в виде образа бытия, лишенного реальности.
История человечества по Фихте есть процесс развития от состояния первоначальной невинности (бессознательное господство разума) через всеобщее падение и глубокую испорченность, характерные для современной ему эпохи, к сознательному царству разума.
Критическая оценка философии была дана классиками марксизма, которые показали, что учение Фихте о субъекте есть - "метафизически переряженный дух в его оторванности от природы".
|
|