|
Аристотель (384 - ок. 322 г.г. до н.э.), древнегреческий философ и ученый - энциклопедист. В 367 - 347 г.г. до н.э. являлся сначала слушателем, а затем преподавателем академии Платона.
Философия Аристотеля делится на: теоретическую (умозрительную), цель которой - знание ради знания, практическую, цель которой - знание ради деятельности, и пойетическую (творческую), цель которой - знание ради творчества. К теоретической философии Аристотель относил физическую, математическую и первую ("геологическую"). К практической - этику и политику. К пойетической - риторику и поэтику. Один из "принципов" ("начала") бытия - форма и материя. Материя есть чистая возможность, или потенция вещи, а форма - осуществление этой потенции. Форма делает материю действительной, т.е. осуществленной в конкретную вещь. "Целостность", движение, или процесс (кинесис), понимается как переход от возможности к действительности. Тем самым Аристотель вносит в антологию (науку о бытие) идею развития. Для космоса в целом актуальным первоначальным должен быть бог, или неподвижный перводвигатель - чистая энергия, не сопряженная ни с какой материальностью или потенциальностью. Наиболее полно разработаны Аристотелем физическая философия ("наука о природе"), абстрактные "принципы природы" и теория движения, космология и теория элементов, биологические и психологические исследования.
Единый комплекс "философии о человеческом" исследует сферу практической деятельности и поведения. Аристотель - классический представитель эвдемонизма. Высшее благо человека определяется как "счастье" (эвдемония), т.е. "добротность", "деятельность".
Счастье состоит в деятельности души по осуществлению своей добродетели (арете). Добродетели, осуществляемые в разумной деятельности делятся на: этические и интеллектуальные. Этические арете - "середина между двумя пороками": мужество - между отчаянностью и трусостью, самообладание - между распущенностью и бесчувственной тупостью и т.д. Сущность интеллектуальной арете заключается в правильной деятельности теоретического разума, цель которой заключается в отыскании истины либо в установлении нормы поведения. Свойственный Аристотелю систематизм и энциклопедический охват действительности сочетается с противоречивой неясностью решения ряда кардинальных проблем его философии (например: соотношение между космическим перводвигателем и "естественными" движениями элементов и т.п.).
Созданный Аристотелем понятийный аппарат и стиль научного мышления до сих пор пронизывает философию (например: категории диалектики, "аргументы за и против", "постановка проблемы", история вопроса и т.д.).
|
|