Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Аланы

  
Автор: Золин П.М.

Аланы - мощный античный полиэтнос, в составе которого взаимодействовали аорсы, савары-северы и другие народы Скифии (Сарматии) . Около 370-410 гг. несколько десятилетий А. частью временно находились у истоков Борисфена (Днепра), что стали указывать вытекающим из горы Алан (Аланской горы). Название перешло на Валдайскую возвышенность (античные Рипы), часть которой и стала именоваться Алаунскими горами. А. родственны роксоланам, бравшим у низовий Дуная дань с императоров Рима. Доминирует версия об А. как союзе ираноязычных племен (в основном, будущих осетинах), хотя позднеантичные А. близки и другим индоевропейцам, включая славян и германцев. Вероятны в полиэтносе финно-угорские и тюркские составляющие. Популярность имен Алан, Ален и подобных свидетельствуют о былой славе полиэтноса.
Значительна роль А. "в этническом и культурном развитии части восточнославянских племен на территории Северного Причерноморья", что "признают не только иранисты, но археологи и языковеды-слависты". Римский историк Гай Бальб (умер около 90 г. н.э.) считал, что во времена аргонавтов и Медеи аланами правил царь Анавсаний (боролся за руку Медеи). Иосиф Флавий в I в. н.э. отмечал, что "племя аланов есть часть скифов, живущих вокруг Танаиса и Меотийского озера" (Дона и Азовского моря). Причерноморский ученый Маркиан около 400 г. н.э. уточнял: "Река Рудон (Западная Двина) течет из Аланской горы; у этой горы и вообще в этой области живет на широком пространстве народ алан-сармат, в земле которых находятся истоки реки Борисфена (Березины или Днепра), впадающей в Понт. Землю по Борисфену за аланами населяют так называемые европейские хуны". Маркиан отразил ситуацию, когда под давлением гуннов влиятельные землячества А. временно ушли (по путям аорсов ?) к верховьям Дона и Днепра.
А. могли контролировать земли недалеко от округи Валдая уже во II в. н.э., что отразил Птолемей. А. идут у него в перечислении "ниже выбионов (жили севернее Двины) до аланов стурны, а между аланами и гамаксобиями - карианы и саргатии". Западнее указывались "ставани", в них видят испорченное "славяне". Южнее - роксоланы ("рыжие, русые аланы"), Аланские горы нередко отождествляют с Донецким кряжем, но и это не Кавказ. Возможно, из приазовских А. был еще в VII-VI вв. до н.э. живший в Афинах скифский мудрец Токсарис. Из А. мог быть Арсак, основатель династии Арщакидов. Надпись со знаком, напоминающим знак Рюриковичей, сделал в 208 г. н.э. на греческом языке "главный аланский переводчик" Приазовья - это один из многих фактов развития отечественной письменности задолго до средневековья. Состав участников войн народов против Рима в 166-175 гг. определялся так: "маркоманны, варисты, гермундулы, квады, свебы, сарматы, вандалы с виктуалами, осы, бессы, коботы, роксоланы, бастарны, аланы, певкины и костобоки". Аланы больше связаны с бастарнами - родичами славян (по эпосу).
Матерью имп. Максимина Фракийца, правившего Римом в 235-238 гг., была аланка Габаба (имя Габаба, мужское Габиб, оставались долго популярным и у славян). Идет от древней Кибабы (Кибелы, Купалы, праматери многих богов у индоевропейцев). А. неоднократно поддерживали будущего императора, а он не раз выходил к Дунаю на встречи с ними. Провозглашался императором и Максимин-младший, внук Габабы. Надгробная надпись имп. Гордиана на разных языках в Персии позже сообщала, что он "на Филипповых полях (недалеко от нынешнего болгарского Пловдива) отступил, побежденный …аланами".
К началу средневековья А., "получившие название от гор", уже заселяли бесконечные степи Скифии - "мало-помалу постоянными набегами (победами) изнурили соседние народы и распространили на них название своей народности, подобно персам". Это образное сравнение и стало одной из причин отнесения А. к индоиранцам. Но в полиэтносе "срединное положение занимали нервы (невры: праславяне)". В составе А. IV в. н.э. указывались почти все основные народы округи Скифии, известные в V в. до н.э. Геродоту: водины ("водь": будины), гелоны, агафирсы, меланхлены (смоляне), андрофаги ("людоеды": кривичи) и т.п. Отмечались провинциальные группы А., живущие у земель амазонок, Каспия и Кавказа. В первые века нашей эры А. иногда контролировали земли от Дуная почти до Ганга, на больших просторах Европы и Азии. Обычаи А. шли от скифов времен Геродота- почитание меча, как символа Ареса (русские летописи затем отметили культ меча у полян; археологи находят следы такого культа и в Новгороде; меч остается, устойчив в российской символике вплоть до наших дней), гадания на ивовых прутьях, сбор скальпов убитых врагов, славление смерти в бою (античная "слава павшим героям") и т.п. ."Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами". Ю.А. Кулаковский, прекрасно знавший весь свод источников об аланах, переводил прямо - "волосы у них русоватые". "Они (аланы) не имели никакого понятия о рабстве, будучи все одинаково благородного происхождения, и в судьи они до сих пор выбирают лиц, долгое время отличавшихся военными подвигами".
Около 375 г. гунны вторглись в "земли тех аланов, которые сопредельны с гревтунгами (степняками, "полянами") и обыкновенно называются танаитами (донскими, "казаками"), многих перебили и ограбили, а остальных присоединили к себе на условиях мирного договора". Затем род алана Флавия Аспара курировал правление императоров Аркадия (сына Феодосия Великого), Феодосия II, Маркиана и первые годы власти Льва Великого, который был до этого почти рядовым под началом Аспара. Противостоявшие империи аланы и вандалы прорвались в Африку, где в 429-534 гг. существовало их королевство с "королями вандалов и алан" (почему-то называемое только Вандальским). А. частью подвергались германизации, через века воспринимались Западом, как свои. Но многие оставались на исторической родине и многие в Приазовье вернулись. Около 550 г. контролировали почти всю округу Кавказа до Каспийских ворот (Дербента), нередко поддерживали Иран, искали выгоду в борьбе с Византией. Однако другие аланы в 549 г. за 300 фунтов золота соглашались изгнать персов из Лазики на Кавказе. Здесь их поддерживали славяне-наемники, служившие Византии. Аланский царь Саросий (Сародий) в 555 - 556 гг. познакомил аваров с Юстином, византийским послом в Лазике.
Слыть А. было звучно и престижно. Еврейские надгробия 706 г. в Крыму сохранили имена Моисея Алана, Иосифа А., Гоила А. Но среди А. оказывалось все больше христиан. А. городом признавалась Сугдея (Судак, Сурож), где в храме Софии около 790 г. принял крещение новгородский князь Бравлин. Аланская надпись Х в. тяготеет к греческому и славянскому языкам и алфавитам. А. фактически представляли интересы славян на Кавказе, как затем это делали и казаки. Полиэтнос сыграл определенную роль в этногенезе осетин (самоназвание - ирон; русское - ясы; где больше допустима память об античных языгах, союзниках роксолан) и соседних народов Кавказа.
Литература:
1. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. СПб, 1997, с. 253 - 305.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я