Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Гольбах Поль Анри

  
Нажмите, чтобы увеличить!

Гольбах Поль Анри (1723-1789), французский философ - материалист и атеист, один из идеологов революционной французской буржуазии 18 века, являлся деятельным сотрудником "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". Гольбах теоретически обосновал необходимость замены феодальных порядков новым, "Естественным" и "Разумным" общественным строем, который в действительности оказался буржуазным обществом.
Гольбах был крупнейшим систематизатором мировоззрения французских материалистов 18 века. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и сознании. Материя, по Гольбаху, есть совокупность всех существующих тел. Ее простейшими, элементарными частицами являются неизменные и неделимые атомы, основные свойства которых - протяженность, вес, фигура, непроницаемость, движение. Все формы движения философ сводил к механическому перемещению. Гольбах отрицал всеобщую одушевленность материи, считая, что чувствительность присуща лишь определенным образом организованным формам материи. В своем главном труде "Система природы" обобщил данные современного ему естествования, что дало основание называть ее в 18 веке "Библией материализма".
Гольбах признавал наличие объективных закономерностей материального мира, считая, что в основе их лежит постоянная и нерушимая связь с их действиями. Человек является частью природы, потому подчиняется ее законам. Отстаивая познаваемость материального мира, Гольбах считал ощущение единственным источником познания. Познание является отражением действительности. Ощущение и понятие рассматриваются как образы предметов. Опираясь на отвлеченное, абстрактное понятия человеческой природы, Гольбах сводил социальное к индивидуальному, искал объяснение общественных явлений в законах природы.
Развитие человеческого общества, по мнению Гольбаха, есть результат деятельности правительств, выдающихся личностей, роста просвещения и т.д. Основой поведения человека он считал его интерес, пользу, считая себялюбие, стремление к удовлетворению личного интереса наиболее существенной чертой человеческой природы. Гольбах, однако, отвергал крайний эгоизм и защищал идею сочетания личного и общественного. Социальная среда оказывает формирующую роль по отношении к личности.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я