|
Теотим - епископом Томеи (см.: Малая Скифия) в 390-412 гг., видный мыслитель и церковный писатель, "родом славянин". По традициям Абариса, склонялся к аскетизму: "... Постоянно носил длинные волосы, в каковом виде первоначально стал заниматься философией и был воздержан в образе жизни; для принятия пищи он не имел одного определенного времени, а ел или пил тогда, когда чувствовал голод или жажду. Мне кажется, философу свойственно и эти потребности удовлетворять по мере надобности, а не поизнеженности". Последней ремаркой современник Герий Созомен мог выразить и мнение самого Теотима (Феодима).
Т. был соратником Иоанна Златоуста (ок. 347-407), видного богословского философа и оратора, патриарха Константинополя в период тотального влияния в городе выходцев из Скифии. Они чаще под флагом ариантства покоряли почти весь центр средневекового мира. Православие оказывалось более спокойным и менее пригодным для агрессивного покорения других народов учением, но тоже действенным.
Т. "простер силу веры и любви на дикие орды, путешествовал по стране, занятой ими, и молитвою побеждал свирепость их; привыкших к грабежам старался смягчать любовью боготворительною, угощал и ласкал их подарками". Его по жизни и просвещению признавали христианским философом, автором кратких и прекрасных трактатов, образцов древнего красноречия, чем славился и Анахарсис. Сохранились лишь названия этих сочинений: "На Бытие", "Об учении Спасителя", "Против идолов"... Они известны небольшими цитатами в работах других авторов.
Историки богословия не исключают Теотима и других философов Малой Скифии (как представительницы и Великой Скифии) из праистории русской церкви. Нет смысла исключать его из отечественных философов и всей отечественной истории. Как представитель Скифии и Фракии, Теотим присутствовал на соборе 399 г., где Златоуст рассматривал дело епископа Антонина из Эфеса (город якобы основан "амазонками", вышедшими из Скифии). Теотим привлекал внимание "убогими одеждами" и строгим аскетизмом, присущей скифам мудростью.
Когда в 402 г. Епифаний (не Премудрый) настоятельно потребовал от Златоуста и других повторно на соборе осудить сочинения Оригена (ортодокса христианства), то скиф-славянин мудро заметил: "Нет, Епифаний, я не хочу оскорблять того, кто блаженно почил, и без соборного рассуждения не смею покуситься на такое богохульное дело, чтобы осудить, чего не отвергли наши предшественники". Затем прочел некоторые места из сочинений Оригена и доказал на близость истине и полезность церкви, добавив: "Те, которые осуждают эти книги, не замечают, что осуждают и то, что написано в сих книгах". Полезные зерна истины надо уметь находить везде, не оскорблять "блаженно почивших".
Литература:
1. ВДИ. 1947 - 1949; указ. 1950.
|
|