Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Храмы Прикубанья

  
Автор: Золин П.М.

Храмы Прикубанья - средневековые христианские постройки, ныне в основном представленные руинами. Ряд относился к древнейшим христианским постройкам на территории России. В 1829 г. командующий войсками Кавказской линии и Черномории генерал Эмануэль снарядил по личной инициативе научную экспедицию для изучения древних храмов Северного Кавказа. Их осмотр и описание он поручает известному архитектору Иосифу Бернардацци. Тот смог осмотреть и зарисовать лишь Сентинский и Хумаринский храмы. Он признал храм византийским и отнес его сооружение ко времени Константина Великого.
Первое упоминание о закубанских храмах принадлежит немцу Я. Рейнеггсу, побывавшему в этом районе во второй половине XVIII в. Он описал развалины монастыря на Зеленчуке и два каменных храма за Кубанью. Ему удалось достать две книги из этих церквей. Одна была на славянском языке. В 1802 г. майор Потемкин составил описание трех храмов на Б. Зеленчуке. Он первым зарисовал обнаруженный им знаменитый крест с греческой надписью, датированной 1013 г. (Бутков П.М. О древнегреческих церквах в верховьях р. Б, Зеленчука, осмотренных в 1802 г. майором Потемкиным // Библиографические листы Кепена. СПб., 1825. № 30).
Следы античной дороги через Клухорский перевал прямо указывают на вероятность проникновения христианства на Северный Кавказ частью из Абхазии. Время сооружения Сентинского храма специалисты отнесли к эпохе не позднее XI века, отмечая поразительное сходство его фресок с росписью храма Св. Софии, сооруженного в VI веке в Константинополе. (Бентковский И.В. Древнехристианские храмы за Кубанью, близ Хумары // Ставропольские губернские ведомости. 1876. № 43.; Кондаков Н. Древнехристианские храмы. М., 1866.).
Архитектурные особенности храмов, их высокий художественный уровень - несомненный результат высокой греческой культуры. "Я сознавал, - свидетельствовал более века назад И. Владимиров, - что вокруг храма были не пустые долины и леса, как теперь, а густо населенный город с жителями, понимавшими красоту и благолепие ". Владимиров также ознакомился с развалинами храма у впадения в Теберду ее левого притока Амгаты. Вместе с остатками древнего городища храм находился на верхней площадке очень обрывистого скалистого отрога горного хребта.
Ссылаясь на статью П. Хицунова ("Об остатках древних памятников христианства на Сев. Кавказе", сборник газеты "Кавказ", Тифлис, 1847), Д.М. Павлов писал, что в Сентинском храме было до 50 хорошо сохранившихся фресок с греческими надписями. К сожалению, при реставрации храма монахини уничтожили в нем притвор, после чего древний памятник утратил свой колорит. То же произошло и с Хумаринским храмом после приспособления его под Георгиевский скит.
Судя по типу орнаментов и технике фресок, построение храма относили то к концу IX века и началу Х века, то к XI веку. Между Кубанью и Зеленчуком на высотах веками стояли кирпичные здания, называемые Адиюх (Акбилек), в переводе с ногайского "дела предков". Там, по преданию, жили священнослужители. Археологи установили, что Акбилек - это ногайское название местности Адиюх, что дало нить для археологических исследований, давших поразительные результаты.
В 1951 г. на городище Адиюх, вблизи старинной башни, действительно были найдены остатки христианской церкви. Возле башни и вокруг храма находилось кладбище с христианскими погребениями. Судя по топографической карте, найденной Прозрителевым, храм был в начале XIX века еще цел. На более же поздней карте Е. Фелицына (1882) он не значится. По-видимому, храм разделял судьбу ряда других древних археологических памятников: был разобран горцами-мусульманами на хозяйственные надобности.
На узкой, но длинной прибрежной междугорной равнине, на протяжении нескольких верст - развалины древних зданий со следами крепостных рвов и стен. Около этих развалин в разных местах несколько кладбищ, с фундаментами часовен или маленьких церквей (пароклисы) и среди развалин высились три древнейших храма греческих, некогда внутри украшенных сплошной стенной иконописью, ныне или уничтожившейся или едва сохранившей свои следы. Ссылаясь на найденный у одной церкви в 1802 г. майором Потемкиным надгробный камень с отчетливо сохранившейся датой - 1013 г., сооружение всех Зеленчукских храмов относили к Х веку.
К Марухскому перевалу через Кавказский хребет шла вьючная и верховая тропа. Выше по течению реки, в 20-30 км, находились остатки другого древнего христианского поселения, носившего среди местных жителей название Старого Жилища. Урочище это зовется аркыс-архыс, полнее ару-кыс, что значит прекрасная девица, или чистая, непорочная дева. Зеленчукским храмам посвящен интересный труд Д. Успенского, написанный с целью привлечь внимание к древнехристианским святыням на реке Б. Зеленчук, для охраны и восстановления которых в 1889 г. была учреждена Александро-Афонская Зеленчукская пустынь. В ту пору древние развалины простирались на семь верст вдоль живописной долины Б. Зеленчука. Кроме руин зданий, здесь находилось обширное кладбище, частично уже размытое горным потоком. Многоярусное расположение каменных гробниц напоминало аналогичные могильники греков в Малой Азии. Следы городской стены и сторожевых башен на горных вершинах - еще одно свидетельство существования тут в древности крупного населенного пункта. Возможно, что это и был город Вичин - центр Аланской митрополии. (Ермоленко М. Древние храмы близ Нальчика //Труды Ставропольской ученой архивной комиссии. Ставрополь, 1911. Т. I.; его же. Памятники древнего христианства на Кавказе //Труды Ставропольской ученой архивной комиссии. Ставрополь, 1912. Т. II.).
По мнению В.Ф. Миллера, верховья Кубани издавна были заселены аланами. Это подтверждается и находкой надмогильной плиты на р. Б. Зеленчук с надписью на аланском языке. Одним из первых исторических свидетельств об аланах служит указание византийского историка Прокопия Кесарийского на то, что аланы некогда занимали центральную часть Северного Кавказа. Он именовал алан "друзьями христиан и ромеев" (греков).
Археологические памятники также указывают на довольно раннее проникновение христианства в среду алан. Судя по развалинам древних храмов и многочисленным погребениям, в Х веке вся Алания была христианской страной. Здесь мог быть центр Аланской епархии, упоминаемой в византийских источниках с начала Х и до XIV века (Минаева Т.М. Археологические памятники на р. Гиляч в верховьях Кубани //Материалы и исследования по археологии СССР. М., 1951. № 23; ее же.
Городище Адиюх в Черкесии //Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. 1955. Вып. 60.)
.
Многочисленные каменные столбы, кресты, изваяния, встречающиеся в лесах по ущелью Б. Зеленчука, прежде, видимо, служили указателями пути к религиозному центру аланов. Еще недавно в Архызском ущелье на так называемой Азиатской поляне, стояли три древних статуи. Одна из них изображала воина - в левой руке меч, в правой чаша, голова увенчана шлемом. Этот высеченный из цельного камня воин стоял стражем у входа в ущелье.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я