Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Бион

  
Автор: Золин П.М.

Бион (Боян, Воин, "жизнелюбивый") Борисфенит (Приднепровский; ок. 340 - 250 гг. до н.э.) - выдающийся скифский мыслитель. Родом с берегов Днепра, из округи владений рода Анахарсиса. Учеба Биона в 317-307 гг. у киника Кратета обычно включается в хронологию истории всемирной философии. Сам Кратет являлся учеником Диогена Синопского, известного своей "бочкой", стоявшей у храма Матери Богов (за поклонение Кибеле-Купале ранее и погиб Анахарсис).
Диоген был сыном менялы и фальшивомонетчика Гигесия (Гикесия; имя характерно и приазовцам), сам увлекался "обрезанием" монет, за что и изгнан из Синопы (оттуда морем до Приазовья было двое суток пути). Он подтрунивал над Демосфеном, скифом по матери. Попадал в плен к Филиппу, остроумно отвечал Александру и другим царям. "Жители Синопы осудили тебя скитаться!" - говаривали ему. "А я их - оставаться дома", - следовал ответ. Диоген не скрывал смысла своей философии: "Я - гражданин мира!" Космополитизм Аристотеля и подобных философов вел к созданию космополитичной державы Александра Македонского и более поздних империй, привлекал многих выходцев из Скифии. Кумиром Диогена был Геракл - эпический родоначальник и скифов.
Кратет (Кратес) после Полемона наследовал Академию в Афинах, где жил и учился Б. Приднепровец "не любил учения академиков, пока слушал Кратеса, он затем сделался последователем учения киников, взяв трибон и суму". Это считалось свидетельством обращения его к твердости духа. Распространялось много версий о происхождении Биона, особенно философами Персеем и Филонидом. Борисфенит (Ольвиополит) вынужден был объясняться по поводу своего незнатного происхождения с македонским царем Антигоном II Гонатом (283-239), сыном Деметрия I Полиоркета и внуком Антигона I Одноглазого. Эта македонская династия, помня о могуществе Скифии, активна привлекала северян к борьбе с Римом. Язвительный Бион и близкие ему скифы могли приносить пользу власти и своими острыми суждениями, колкостями. Позже скифские дипломаты и философы славились при правящих дворах Гуннии, Аварии, Византии и Болгарии (уже как славяне), а Русь нередко привлекала к подобной деятельности скандинавов и выходцев из других стран.
Бион, объясняясь с царем, произнес одно из своих крылатых изречений: "Знакомься со мной от меня самого". И его биография стала устойчивой частью античной историко-философской литературы: "Бион был родом борисфенит; от каких родителей он происходил и от каких занятий обратился к философии, - он сам объяснил Антигону... Заметив, что его успели оклеветать, говорит ему. "Отец мой был отпущенник, вытиравший себе нос локтем (этим он намекал на торговца соленой рыбой), родом борисфенит, имевший не лицо, а клеймо на лице, знак жестокости его господина, а мать была такая, какую мог взять за себя такой человек, - из публичного дома. Потом отец за какой-то проступок при сборе податей был продан со всем домом и с нами; меня, как недурного собой мальчика, покупает один ритор; перед смертью он оставил мне все свое имущество, и я, предав огню его сочинения и все разорвав, приехал в Афины и занялся философией. Вот и порода и кровь, каковыми тебе я хвалюся!...".
Соленая рыба веками была одним из важных скифских экспортных 'товаров наряду с зерном и кожами, оружием и грубыми тканями. Женщины-северянки, как наложницы, славились во многих странах. Тотальный и строгий сбор податей в Скифии (затем Росии) отмечен многими источниками. Со времен Гомера (киммерийца), верно, обретали известность и северные мастера риторики, не чуравшиеся развращения малолетних под прикрытием маски добродетельности. Сколько еще сочинений всяких риторов Скифии разные будущие Бояны предали огню?! По созвучию имени Бион близок эпическому русскому Бояну, по сути, философ мог быть и хорошим сказителем, да и прожил немало лет.
По данным Диогена Лаэрция, в действительности Бион (Боян) "был вообще человек изворотливый, ловкий софист и давал много случаев (уроков: П.З.) желавшим научиться философии; в некоторых отношениях он любил величие и легко поддавался надменности. Он оставил множество записок, а также полезные и важные изречения..." Эти изречения напоминали высказывания Анахарсиса и других первофилософов.
Познав академиков и киников, Бион послушал беседы "атеиста Теодора, излагавшего свои мудрствования во всех видах; после он слушал перипатетика Теофраста..." Многопрофильность философии этого скифского мудреца была своеобразным символом разнообразия жизни и философских потребностей самой Скифии, где "ловкий софизм" веками приветствовался и ему последовательно обучали. Величие и надменность ("гордыня") тоже поражали не одного Биона. Индоевропейское Теодор позже перешло в восточноевропейское Теодорих (Тетрик), несколько исторических личностей с такими именами прославились в III-V1 вв. н.э. Книга "Диоген Лаэртский. О жизни..." (М.: Мысль, 1986) сообщает ряд важных подробностей о Бионе и других скифских философах, начиная с Анахарсиса.
Литература:
1. ВДИ. 1947 - 1949; указ. 1950

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я