|
Кант Эммануил (1724-1804) - немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии, прожил всю жизнь в Кенигсберге, где окончил университет и был доцентом, профессором. В философском развитии Канта различают два периода - "докритический" (до 1779 г.) и "критический".
В работе "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755). Кант разработал "небулярную" космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной "туманности" т.е. из огромного облака диффузионного вещества. Это учение было высоко оценено Ф. Энгельсом: "Впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени".
Основу работ "критического" периода составляет учение об явлениях и благах, как они существуют сами по себе, - "вещах в себе". Познание начинается с того, что "вещи в себе" воздействуют на органы чувств и вызывают в нас ощущения. В этой предпосылке своего учения Кант - материалист. Но в учениях о формах и границах познания он - идеалист и агностик. Он утверждает, что ни ощущения, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать ни какого достоверного понимания о "вещах в себе". Вещи эти не познаваемы. Человек может расширять эмпирические знания о природе вещей, но сущность последних не досягаема для человеческого разума. Вопрос об источниках и границах познания Кант формулирует как вопрос о возможности априорных синтетических суждений в каждом из трех главных видов знания - математике, теоретическом естествознании и метафизике (умозрительном познании истино-сущего).
На основе результатов критики теоретического разума Кант построил свою этику, исходной предпосылкой оказалось сложившиеся у Канта под влиянием Руссо убеждение о том, что всякая личность - самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких-либо задач.
Кант строго определял сознание нравственного долга от эмпирической склонности к выполнению нравственного закона: поступок будет нормальным лишь в том случае, если он совершается из уважения к нравственному закону.
Прогрессивным было учение Канта о роли антагонизмов в жизни общества. Только через действия сил, которые кажутся источником одной лишь борьбы и вражды, возможно, по Канту, достижение величайшей задачи человеческого рода - всеобщего правового гражданского состояния. Вместе с тем должно быть установлено состояние вечного мира между всеми государствами.
|
|