Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Гипербореи

  
Автор: Золин П.М.

Гипербореи - "сверх (крайне) северные" народы задолго до нашей эры. Византийцы и ряд других образованных соседей называли гипербореями жителей средневековой Руси Х - ХV веков.
Борей - бог северного ветра, живший на горах Рипах (возвышенностях водораздела рек Балтики, Северного океана, Черного моря и Каспия). Гипер-Борея явно была за страной Борея, откуда тек на юг Борис-фен (Борея поток; Днепр). Этот этнос, о котором обилие разных сведений в поисковых системах Интернета, требует тщательного изучения и на Северо-Западе России.
Геродот около XXV веков назад об одном из основных путей к ним рассказывал так: "Аристей, сын Каистробия из Проконнеса (остров Мраморного моря у черноморских проливов), в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом (вдохновляемый Аполлоном), прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы - одноглазые люди; за аримаспами - стерегующие золото грифы, а еще выше за ними - гипербореи на границе с морем (Арал, Байкал, Балхаш, Северный или Тихий океаны, Балтика ?!).
Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями (причем первыми начали войну аримаспы). Аримаспы изгнали исседонов из страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря (Красное, Индийский океан, часть Средиземного или юг Черного ?!), под напором скифов покинули свою родину. Таким образом, рассказ Аристея не сходен со сказаниями скифов об этих странах" (Геродот. История. Кн. 1. 13 - 16).
Аристей, сочинивший "Эпос об аримаспах", жил примерно во времена Гомера, века за три-четыре до Геродота. О землях гипербореев и соседних народов Геродот сообщал вполне правдоподобные сведения: "Во всех названных странах зима столь сурова, что восемь месяцев там стоит невыносимая стужа (привычная картина Крайнего Севера). В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет. …Холода продолжаются в тех странах сплошь восемь месяцев, да и остальные четыре месяца не тепло. Вообще там погода совершенно отличная от других стран: когда в других местах дождливая пора, там дождей почти нет, а летом, напротив, (они) очень сильные. Когда в других местах случаются грозы, здесь их не бывает, летом же они часты. Гроза зимой вызывает изумление, как чудо; так же и землетрясения (летом или зимой) в Скифии считаются диковиной. Лошади легко переносят такие суровые зимы, тогда как мулы и ослы их вовсе не выдерживают. В других странах, напротив, у лошадей на морозе замерзают суставы, ослам же и мулам стужа не вредит.
Об упомянутых перьях (хлопьях снега или тополином пуху), которыми, по словам скифов, наполнен воздух и оттого, дескать, нельзя ни видеть вдаль, ни пройти, я держусь такого мнения. К северу от Скифской земли постоянные снегопады, летом, конечно, меньше, чем зимой…".
Такое описание дает возможность рассматривать одним из мест обитания гипербореев и Русский Север, его небольшие античные городки-крепости (эпические городища), откуда происходили перфереи-горожане, ходившие со священными дарами далеко на юг. Округи реки Великой (Гиперохи) и озера Ладога (Лаодики), будущих городов Каргополя (Арга), Опочки (Опис), Олонца (Олена) вполне богаты античными археологическими ценностями, созвучиями и смыслом исходного индоевропейства. Нет необходимости считать Русский (Крайний) Север единственным регионом проживания гипербореев, но и нельзя замалчивать массу его связей с северными древними народами, явные созвучия имен гипербореев (см.: Геродот) с известными позже русскими ононимами.
По мнению Аполлодора Афинского и других античных авторов, край неба в стране гипербореев держал Атлант (понятно, что мифическому герою приходилось держать подобный край во всех местах на западе, юге и востоке - отсюда и сотни версий об Атлантиде, включая и демонстративное название Атлантического океана).
Недалеко от Бореи на горах Рипах был сад Гесперид, где Гераклу ненасытным и тщедушным царем Эврисфеем было поручено сорвать золотые яблоки. Яблоки Гераклу добыл Атлант, а Геракл за Атланта некоторое время поддерживал небо. Атл-ант ("отец крайних") вполне может быть одним из прародителей "антов" (наряду с Радамантом, Ариантом, гиг-антами и подобными индоевропейскими героями) , входивший в древний союз венедов (энетов, винидов и т.п.), а Россия для - знающих россиян более двух тысяч лет, - финно-угров до сих пор Венейя (Венемаа).
Антоново под Новгородом (куда якобы на камне прибыл из округи Рима Антоний Римлянин) является, с некоторой степенью вероятности, одним из мест языческого почитания Антея (Антона) - еще одного "крайнего" мифов, которому дает силы, как затем Илье Муромцу, сама Мать Сыра Земля. Антей (понятно почитание его на Украине как "стране антов") состязался с Гераклом, который победил гиганта, удерживая его над землей, надолго отрывая от родных корней.
Шумерский эпос "Энмеркар и верховный жрец Аратты" о далеком севере почти пять тысяч лет назад утверждал следующее: "Аратта (Рипы, Рифы?) - это гора, преисполненная мудрости; она подобна вечерней заре, идущей к своему дому, изгоняющей тьму перед своим светлым ликом (образ полярных дней); она подобна Луне, взымающейся на небеса, лицо которой источает сияние". Понятно, что такой образ можно пристроить к Уралу, Таймыру, Апатитам, Скандинавии и даже Аляске. Но возвышенности у верховий античной Ра (Реи, Волги) более предпочтительнее.
Гипербореи "совершенствуются в справедливости, не употребляют в пищу мяса, но питаются древесными плодами", - развивал сюжеты Геродота Гелланик. "Живут они на краю земли под охраной Аполлона, не зная войны", - утверждал эпический поэт Ференик. Пиндар сообщал подробности: "Там идут бесконечные праздники, слышатся гимны, которые радуют сердце Аполлона, и смеется он. Культ муз не чужд гиперборейцам, отовсюду хоры молодых девушек собираются на сладкозвучные звуки флейты, и, увенчанные золотым лавром, они предаются радости праздников. Это святое племя не знает ни болезней, ни слабости возраста" (Асов А.И. Атланты, арии, славяне: История и вера. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000 - 560 с.: ил. - С. 47 - 51; стоит изучить более информативные книги А.А. Абрашкина и В.Н. Демина). Иногда Гипер-Борея предстает как "родина мистерий".
Игрище "бесовское" в честь Кибелы (Купалы), напомним, пытался устроить в скифском лесу еще в VI в. до н.э. выдающийся скифский мудрец Анахарсис. Подобные полярные ночные "мистерии" проводила в эпические времена русалка Мистис (Мста), воспитывавшая юного Диониса. Праздники Диониса раз в три годаоколо 25 веков назад отмечались в скифском городе Гелон (см.: созвучие ему ищут в топонимах Шелонь и Голино). Брачные игры северян Геродот описал в рассказе о браках амазонок и юных скифов, а через тысячу лет после него аланский историк Иордан - в рассказе о появлении гуннов от ведьм (колдуний) и злых степных духов. Кремации (сожжения умерших) характерны для индоевропейцев с III тыс. до н.э. (и ныне это официальный обряд в густонаселенной Индии, при могильных погребальных обрядах вся такая страна давно бы превратилась в одно кладбище) Так что в начале средневековья многие славяне продолжали многотысячелетние языческие традиции, включая устойчивые формы воспитания и образования, полученные в школах пагусов-погостов исходного индоевропейства, близкого гипербореям (Гомеру библии).
Литература:
1. Демин В.Н., Зеленцов С.Н. Загадки российской цивилизации. Сакральная история, география и этнография. - М.: Вече, 2002;
2. ВДИ. 1947 - 1949; указатель 1950 г.;
3. Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота;
Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. История и идеология русского народа. ТТ.1 - 2. СПб., 1997.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я