|
Гостомысл - новгородский князь первой половины IX века, сын Буревоя (см.: Бравлин), дед Рюрика (отец его матери Умилы). Об отце Гостомысла, князе Буривое, русские летописи почти ничего не сообщают.
Чередование имен типа Гостомысл - Буревой (и созвучных) встречалось у славян округи Моравии. Вот что сообщал Козьма Пражский: "Гостивит породил Боривоя, который первый из князей был крещен достопочтенным Мефодием, епископом Моравии, во времена императора Арнульфа и короля Моравского Святоплука. Год от воплощения Господа 894. Крестился Боривой, первый князь святой католической веры".
Авторы Annales Fuldensis (Monumenta Germaniae Sen ptores 1.1 Hannoverae, 1826, p. 364) писали о гибели князя славян-ободритов (живших на территории нынешней Восточной Германии) Гостомысла и начавшейся у славян смуте и распрях в 844 г. В книге Marmier X. "Letters sur le Nord" (Paris, 1857), приведена легенда, которую процитировал В. Чивилихин в книге "Память" (1984): "…Традиция Мекленбурга заслуживает упоминания, поскольку она связана с историей великой державы. В VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трех юношей, одинаково сильных, смелыхи жаждущих славы. Первый из них звался Рюриком Кротким (Rurik-paisible), второй - Сиваром Победоносным (Sivar-victoriex), третий - Трувар Верный (Truwar-fidele). Три брата, не имея подходящего случая испытать свою храбрость в мирном королевстве отца, решили отправиться на поиски сражений и приключений в другие земли. Они отправились на восток и прославились в тех странах, через которые проходили…".
У археологов и лингвистов все меньше сомнений в том, что средневековые новгородцы - это "западные" славяне, очень рано отделившиеся от основной массы славянства Подунавья. Их путь затем с берегов от Эльбы до Вислы на Ильмень-озеро четко прослеживается по многим характерным признакам: ономастике, типам курганных насыпей, керамике и др. "Древненовгородский диалект" А.А. Зализняка [Зализняк А.А., 1995] помогает понять, как новгородцы говорили на западнославянском наречии, близком западнославянским диалектам, легшим в основу современного польского языка. Язык новгородских берестяных грамот во многом указывает на западнославянские корни новгородцев.
Еще в XII веке новгородские славяне поддерживали связи с городом Волин в западнославянских землях. Контакты с землями ободритов были и много раньше, когда славяне - в частности, - развивали руническую письменность, общую у ободритов и датчан. Татищев напоминал: "Шведский писатель Лакцений в главе 40 показует, что славяне из Вандалии в Северную Русь около 550 лет по Христе пришли. Всю Европу повоевав безсумненно письмо имели и с собою в Русь принесли". (Татищев В.Н. История Российская, 1962, т. 1, с. 96).
Предметы с руническими надписями известны археологическим памятникам Северо-Западной Руси. Часть из них читается на древнегерманском, часть не читается сегодня вообще (Древняя Русь в свете зарубежных источников, 1999, с. 417 - 418). Из русских источников о Гостомысле новгородском известно, что у него было 4 сына и 3 дочери. Старший сын - возможно, Вадим Храбрый, предводитель новгородцев, убитый Рюриком. Имя младшего - Словен, он отошел от отца в Чудь и там основал город Словенск. Все сыновья умерли еще при жизни Гостомысла. Вот что сказано в "Изборнике" А.Н. Попова по списку хронографа 1679 года: "О пространстве земли Руссия и о княжении князя Гостомысла. И тако нача расширятися страна Руская вельми и общим именем прозывахуся старейшаго князя Гостомысла сына его младшаго Словена. Сей убо отъиде от отца своего в Чудь и тамо постави град во имя свое над рекою на месте, порицаемом Ходницы, и нарече имя граду Словенск, и княжи в нем 3 лета и умре... Егда же сей в глубоку старость прииде и не могий уже разсуждати, ниже владети таковыми многочисленными народы, ниже уменшити многомятежных кровопролитий в роде своем; тогда убо сей премудрый муж, седый умом и власы, призывает к себе вся властеля русския, иже под ним, и рече к ним осклабленным лицем: "О мужи и братие единокровницы, се аз уже состарился вельми, крепость моя исчезает, и ум отступает, но токмо смерть приближается. А се вижу, яко земля наша добра и всеми благами изобильна, но не имать себе властодержица и государя от роду царского; сего же ради в вое мятеж велик и неутешен и междуусобица зла; молю убо вас: по смерти моей идите за море в Прусскую землю и молите тамо живущих самодержцев, иже от рода Кесаря Августа, кровницы суще, да идут к вам княжити и владети вами; несть вам срама таковых покоритися и в поддании у них быти".
И возлюбиша ecu речь старейшинску, и егда сей умре, то всем градом проводиша до гроба честно, до места, порицаемого Волотово, и погребоша его. По смерти же Гостомысла послаша всею русскою землею послы своя в Прусскую землю; они же шедше и обретоша тамо курфистра или князя великого, именем Рюрика, рода суща Августа, и молиша его, да идет княжити к ним; и умолен бысть князь Рюрик и поиде на Русь с двема братома с Трувуром и с Синеусом, а третий с ними Олег, и от того времени начата княжити первый великий князь Рюрик".
Эпизод со сном Гостомысла напоминает сон Рагнхильд, о котором пишет Снорри Стурлуссон в "Круге Земном" ("Сага о Хальфдане Черном"), и подобные "бродячие сюжеты" у ряда народов с античных времен.
Во времена Бравлина и Гостомысла у Волхова уже развивался город Ладога, были и небольшие крепости-городища - центры "погостов" для остановок, сбора дани. Варяги разгромили Буревоя, но население "Велице града" (системы селений Приильменья и Поволховья) упросило Гостомысла стать, вероятно, к 810 - 820 гг. князем. Возможно, он у франков в 839 г. фигурирует как "хакан Рос". Гостомысл победил варягов, отказал им в дани. Этот славянин IX в. упоминается в разных источниках.
"Сей Гостомысл бе муж елико храбр, толико мудр, всем соседом своим страшный, а людем его любим, расправы ради и правосудия. Сего ради вси окольни чтяху его и дары и дани даюсче, купуя мир от него. Многи же князи от далеких стран прихождаху морем и землею послушати мудрости, и видети суд его, и просити совета и учения его, яко тем прославися всюду" (Фроянов. Мятежный Новгород, с. 64).
Археолог-лингвист А.М. Микляев проанализировал в округе Приильменья до сотни топонимов, включающих созвучие "-гост-; -гощ-", и допустил их широкое появление с VIII в. н.э. (Археологическое исследование Новгородской земли. ЛГУ, 1984. С. 25 - 45). Гостомысл - средневековый Абарис или Анахарсис, мудрец, какими славилась Скифия и в античности. Он становился символом мудрости средневековых славян-земледельцев и воинов. Допускалось, что одна из школ мудрецов-язычников (вещунов, волхвов, знахарей, прорицателей - наследников аж самого Прометея), с которой был связан Гостомысл, имела своим центром гору Бронницы или Зимогорье у Валдая. Именно вещуны Зимогорья (Зимоголья) посоветовали умирающему Гостомыслу пригласить на княжение внука - Рюрика, сына средней дочери мудреца, Умилы.
Варяги и хазары к округе священных гор Рип стремились вечно. Какие-то властители из них и соседних народов могли просить у Гостомысла совета и учения. Традиция "школы Гостомысла" складывалась на века. На берегах Волхова, вероятно, воспитывались Игорь, Олег Вещий (Волхв). Немогард взращивал сына Ольги Святослава, затем сына Святослава - Владимира. В конце Х в. при княжеском дворе в Новгороде воспитывался будущий норвежский король Олав Трюггвассон (это его ученик-соратник Лейв Эйриксон открыл около 1000 г. Винланд-Америку). Так что роль Новгорода как центра "среднего и высшего образования" князей средневековой Европы хотя бы со времен Гостомысла просматривается.
Гостомыслом завершается династия примерно из 10 - 12 русских князей, идущая от Владимира-старшего русского эпоса, проигравшего войну в V в. Аттиле (СНС. V, с. 166, 198- 229).
|
|