Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Евагрий Авва Понтийский

  
Автор: Золин П.М.

Евагрий Авва Понтийский (Причерноморский; 346-399) - яркая личность исихазма, раннехристианский философ (из скифов ?), христианский церковный писатель. Диакон и проповедник в Константинополе времен активизации в нем выходцев из Скифии, затем (с 383) монах в Нитрийской пустыне. Тесно связан с отцами церкви - каппадокийцами (южнее Кавказа).
Отец Евагрия был рукоположен Василием Великим в хореепископа. Евагрий в юности принят в клир Василия и рукоположен в чтеца. Затем в Константинополе стал ближайшим учеником и соратником по борьбе с арианством Григория Богослова. Евагрий, бывший архидиаконом у Богослова, остался и при епископе Нектарии, известном полемисте с еретиками. Около 382 года Евагрий вынужден бежать из столицы. Причиной бегства признают страстную любовь к женщине, по всей видимости взаимную. Чтобы избежать греха и победить сильное искушение, православный навсегда покидает столицу и поселяется в Иерусалиме.
Палестина конца IV века была сильна своей монашеской традицией. Здесь сильное воздействие на него оказали новые друзья - выдающаяся палестинская подвижница Мелания Старшая и архимандрит Руфин Аквилейский, из рук которого Евагрий, видимо, и получил монашеское облачение. В 383 г. Евагрий переселился в египетскую пустыню. После двух лет жизни в Нитрии удаляется во внутреннюю пустыню Келлий. Духовным его наставником стал преп. Макарий Египетский. С течением времени Евагрий приобрел духовный авторитет не только среди насельников, но и среди многих христиан из далеких стран.
Сочинения Евагрия - первый опыт осмысления монашеского "духовного делания" - оказали глубокое влияние на всю последующую аскетическую традицию христианства. Высказывания Евагрия сродни высказываниям Анахарсиса (см.) и подобных скифских философов. Например: 1 (I, 39). [Изначала] мы были семенами добродетели, а не [семенами] порока. Ибо не обязательно, чтобы мы, будучи способны воспринимать что-либо, обладали и силой этого. Мы способны не быть, но не обладаем силой небытия, поскольку силы суть качества, а небытие не является качеством. (I, 53). Бесы, ведущие брань с умом, называются "птицами"; приводящие в смятение яростное начало [души] "зверями"; возбуждающие же желательное начало [ее] - "скотами". (I, 78).
Первое отречение [от мира] есть добровольное оставление мирских вещей ради Боговедения. (I, 79). Второе отречение есть отвержение порока, случающееся благодаря благодати Божией и рвению человека. (I, 80). Третье отречение есть отделение [от себя] неведения тех [духовных вещей], которые являются людям соразмерно [их внутреннему] состоянию. (I, 81).
Слава и свет ума есть ведение, слава и свет жизни - бесстрастие. (II, 6). Душа, с [помощью] Божией успешно осуществляющая [духовное] делание и освободившаяся от тела, окажется в тех местах ведения, в которых упокоют ее крылья бесстрастия. (II, 10). Приятны вещи, становящиеся доступными нам посредством [органов] чувств, но намного приятнее их созерцание. Однако поскольку чувство вследствие нашей немощи не достигает ведения, то оно кажется более предпочтительным, чем еще не обретенное [ведение]
.
Особое значение имеет его теория "восьми помыслов" (мирских) и борьбы с ними. "Есть восемь основных помыслов, которыми объемлются все [другие] помыслы. Первый помысел - чревоугодия, а за ним [следует] помысел блуда; третий - сребролюбия; четвертый - печали; пятый - гнева; шестой - уныния; седьмой - тщеславия, а восьмой - гордыни. От нас не зависит то, чтобы все эти помыслы досаждали или, наоборот, не тревожили нас; однако от нас зависит то, чтобы они задерживались или наоборот, не задерживались в нас, чтобы они приводили или не приводили в движение страсти. [3, гл. 6, c. 96]".
Литература:
1. О цели христианской жизни. Беседа проп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым;
2. Макарий Египетский. Духовные беседы; Нарастающая популярность в мире: BIBLIOGRAPHY #7: Antony & the Desert Fathers: Evagrius Ponticus (compiled by Fr. Willam Harmless, S.J.) - a brief bibliography of early monasticism, juxtaposed with other useful bibliographies on asceticism;
3. Bibliography of Evagrius Ponticus (compiled by Joel D. Kalvesmaki) -- extensive bibliography of Evagrian scholarship Pubblicazioni recenti su Origene e la tradizione alessandrina: Evagrio (Adamantius) Essays General / Introductory "Evagrius", by Karen Rae Keck (Ecole Glossary)"Evagrius", (Encyclopedia Britannica)"Evagrius", by A J Maas (Catholic Encyclopedia)"Evagrius (345-399)", from A History of Monastic Spirituality by Luc Bresard (Abbey of Citeaux) De geschiedenis van het Hesychasme, by Alex PotA Life of Evagrius of Pontus, by Gregorios Wassen (Truth of Orthodoxy) Broken link?.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я