Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Замолк

  
Автор: Золин П.М.

Замолк (Замолксис, Салмоксис и т.д.; возможный смысл имени: "замолкший-замолкающий") - выдающийся античный философ из округи низовий Дуная, указывалось с древнейших времен несколько античных мыслителей с таким именем. Более реального З. относили к 7 - 6 вв. до н.э., связывали с гетами (в начале средних веков гетов относили к славянам). Он года три молча жил в пещерах или ином подземелье отшельником. До этого был рабом мудреца Пифагора (у того якобы учился Абарис), сына Мнесарха из Самоса. Став свободным, приобрел великое богатство и с ним возвратился на родину, к низовьям Дуная (см. Скифия Малая), где указывают исходные земли славянства и русские летописи. Феофилакт Симокатта -личный секретарь императора Ираклия, подчеркивал, что придунайских славян "в старину называли" гетами. Эта связь придунайских славян и гетов отмечалась и другими учеными, прибалтийские славяне больше тяготели к венедам.
По Диогену Лаэрцию, З. - наряду с Атлантом, магами, друидами и т.п. - был аргументом в пользу того, что занятия философией начались впервые именно у варваров. Отход на годы в "скит", отшельником, изгоем большой общины, как показывают этнографические данные, мог происходить и десятки тысяч лет назад. Одиночество провоцирует мудрость. И до З. VI в. до н.э. в истории северян бывало немало других З., позже обобщенных одним образом. Из фракийцев происходил и Орфей, тоже скиталец, но не "замолкший", а "голосистый", сладкопевный.
Пифагоризм был одной из форм античного масонства. Вот версия Геродота: "Салмоксис познакомился с ионийским образом жизни и обычаями, более утонченными, чем фракийские, так как ему пришлось общаться с величайшим эллинским мудрецом Пифагором (геты входили в содружество фракийцев, близких сколотам-скифам). С. велел устроить обеденный покой для мужчин, куда приглашал на угощение знатнейших горожан. (эта форма дошла до салонов и обществ XIX века или "обедов элиты" XX века, что было и местом принятия принципиальных решений во времена И.В. Сталина). При этом он доказывал друзьям, что ни сам он, ни они - его гости и даже их отдаленные потомки никогда не умрут, но перейдут в такую обитель, где их ожидают вечная жизнь и блаженство. Между тем, устраивая упомянутые угощения с такими речами, С. велел соорудить для себя подземный покой. Когда этот покой был готов, С. исчез из среды фракийцев, спустился в подземелье и там жил три года. Фракийцы же страстно тосковали по нем и оплакивали, как умершего. На четвертый год, однако, С. вновь явился фракийцам, и те, таким образом, уверовали в его умение".
З. (как Гебе-лейзиса) геты признавали и богом. Раз в пять лет "вестника", выбранного по жребию, отправляли к нему с поручением передать богу все, в чем нуждается народ в данное время. Обреченного подбрасывали в воздух, подставляли копья, на которые тот и падал - отдавал душу. Если не отдавал, считался неугодным богу и признавался злодеем. Но к этому времени сам почивший 3.-бог за то уже не отвечал.
По общим философским позициям З., как ученик Пифагора - пифагореец. Он отвлекал фракийцев от жалкого существования и "некоторой глуповатости". Проводя встречи типа будущих средневековых пиров-братчин, мудрец последовательно вводил в сознание учеников то, что, по сути, прослеживается по палеолитическим захоронениям в России и других странах. Надо верить в рай, в блаженную жизнь после земной смерти. Это часть устойчивой философии человечества. З. находил лишь новые аргументы и приемы поддержать ее, тем иногда и попадал в родоначальники самой философии.
Вместе с Анахарсисом и соратниками Ахилла "бог гетов" учил и пращуров словено-русов почитать таинства эллинов (в духе Пифагора), совершать возлияния по умершим (с утверждением веры в бессмертие) и приносить по языческому обряду жертвы (иногда в качестве посланцев к богу). Рыжеватые и белокурые геты наследовали облик белокурого и голубоглазого Ахилла, символа индоевропейства, где заметным полиэтносом были и скифы. З. -в рамках пифагоризма - был равен Абарису, а Абарис - З.. Страбон (умер около 23. г. н.э.) заметил:"..Анахарсис, Абарис и некоторые другие скифы, им подобные, пользовались большой славой среди эллинов, ибо они обнаруживали характерные черты своего народа; любезность, простоту, справедливость". Постоянно принимая гостей. З. не неизбежно был любезен. Понятно поясняя суть своего учения о бессмертии - прост. Давая всем одинаковую веру в бессмертие - справедлив. И это лишь оттенки характерных черт мудрых скифов, прославлявших свой великий народ, единящий многие этносы. Чешский эпос считает Залманина (Замолксиса) одним из пращуров Чеха, Леха и Руса.
Литература:
1. А.С. Мыльников. Картина славянского мира. СПб., 1996. С. 242-243;
2. ВДИ.1947 - 1949; указ. 1950;
3. П.М. Кандыба, В.М. Золин. История и идеология русского народа. Спб, 1997.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я