|
Школы Рима - античные образовательные учреждения с 5 в. до н.э. вплоть до V в. н.э., опыт которых активно использовали окрестные народы, включая и знатные семьи Великой Скифии. Со времен шумерских школ "э-дуба" многие цивилизационные традиции образования шли к Древней Греции, а от нее и к Древнему Риму. Римская знать обычно учила детей в Афинах или иных греческих городах, приглашала в свои семьи учителей-греков. Рабы-педагоги (дядьки) водили малолетних в школы, оберегали их и следили за дисциплиной. Дети получали образование в зависимости от достатка родителей. Самые бедные, помогая старшим по хозяйству, читать и писать учились лишь самостоятельно. Дети знати с 6 лет могли посещать начальную общую школу - лудус ("лудить" - втирать, закатывать, вбивать "знания").
Русское диалектное "залудить" означает утверждать примитивное, несуразное, чего хватало в древних "лудус". Дети завершали обучение здесь в возрасте 11 лет и дальнейшее образование обычно получали дома. Девочки готовились к замужеству, так как многие из них выдавались замуж по достижению 12 лет.
Большинство греческих и римских школ помещались в одной большой комнате, как и в городах Северного Причерноморья (Фанагории, Танаисе и т.д.). У римлян это были помещения на первом этаже или позади какой-нибудь лавки, так что здесь быстро постигались и азы экономического образования. Школа состояла из одного класса, в среднем примерно из 12 учеников. Эта традиция дожила и до средних веков, правда, классы для мальчиков объединяли обычно 6 учеников. Подобное затем известно и средневековой Руси.
Сохранились обрывки детских учебных упражнений, типа писем мальчика Онфима в средневековом Новгороде. Есть воспоминания римских писателей о годах учебы. Письму учились, процарапывая буквы на вощеных дощечках (церах) заостренным металлическим или костяным стержнем - стилем, стилом (новгородцы его нередко называли "писало"). Царапали буквы и на черепках битых глиняных горшков, чтобы не мазаться сырой глиной. Старшие школьники могли писать на листах папируса и пергамента (пергамина) особыми чернилами, тушью. Римляне вместо свитков-книг постепенно переходили к кодексам-книгам, напоминающим современные. Эти книги стали популярны и в средневековой Руси, такими книгами являются почти все летописи и иные произведения сотен русских писцов.
Младшие школьники запоминали алфавит и азы счета. Старшие учили и декламировали сочинения знаменитых авторов. Храмовые школы на юге Скифии, по рассказам скифского философа Токсариса (УП в. до н.э.), требовали уметь составлять рассказы по картинам, изображающим деяния богов и героев.
Достигнув 11 лет, некоторые мальчики переходили к грамматику (средняя школа), у которого получали "учение книжное" - богословие (мифологию), историю, философию, географию, геометрию, музыку и астрономию. Именно такое обучение тотально вводил на Руси князь Владимир. Наиболее важным предметом в Риме, как и на юге Скифии и в округе Приазовья, оставался греческий язык. Большинство лучших книг по разным отраслям знаний были написаны на греческом. Греческая культура (как затем византийская на Руси) оказывала огромное влияние на все стороны жизни Римской империи, где оказывалось все больше выходцев из Скифии. Задолго до нашей эры "учение книжное" получили скифские цари и знатные люди - Ариант, Анахарсис, Скил, Тимн, Атей и другие. Античных следов письменности пращуров-земляков россиян выявлены тысячи - на греческом, латинском и иных языках.
Среднее образование готовило учеников к занятиям высшего уровня - с учителями красноречия и логики рассуждений, - риторами и софистами. Желавшие стать политическими деятелями или юристами (например, консулами), иметь высшее для своего времени образование должны были красиво и выразительно говорить, одерживать убедительные победы в спорах. Риторы и софисты начинали обучать юношей, когда тем исполнялось около 14 лет. Занятия могли продолжаться очень долго. Знаменитый Цицерон учился риторскому искусству до 30 лет. Центрами риторского образования античности оставались Афины и остров Родос.
Скифский философ Бион Борисфенит (Приднепровский: жил ок. 315 - 240 гг. до н.э.), хотя происходил из бедной семьи, был взят в обучение одним ритором. Но годы учебы он вспоминал без радости. И когда ритор умер, Бион в сердцах сжег все его книги и записи. Там вполне могли быть и полезные для истории Скифии сведения. Греческий философ Хрисипп во времена Биона кормился "философскими заработками" в семьях скифской знати. И это считалось традиционным и привлекательным занятием для многих образованных греков.
Римское высшее образование в первые века нашей эры получали многие выходцы из Скифии.
Литература:
1. Новгородика: древний мир. С.100 - 126.
|
|