Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31
Попечительский совет Энциклопедического фонда России
Барон фон ФАЛЬЦ - ФЕЙН

Феофан Исповедник

  
Автор: Золин П.М.

Феофан Исповедник (р. ок. 760, Константинополь - ум. 818, Самофракия) - сторонник иконопочитания, соратник Льва IV Хазарина, автор (?) важной для истории России византийской хроники (сохранились списки с Х в.).
Родился Ф., по всей вероятности, в Константинополе около 760 г. в знатной семье. Его отец Исаак имел видный пост правителя (стратига) фемы Эгейское море (там обитало немало славян), при этом назначение произошло в правление иконоборца имп. Константина V (741-775). Но сам Исаак и его жена Феодота, мать Ф., были твердыми иконопочитателями, множество которых подвергалось суровым преследованиям. Версию о знатном происхождении Ф. подкрепил имп. Константин Багрянородный (913 - 959), назвавший "блаженного Феофана" своим дедом с материнской стороны (Константин, 86. 79 - 80).
Ф. рано осиротел, и сам императорский двор (вероятно, через Льва 1У) оказывал ему свое покровительство. Начав карьеру с низших воинских чинов (стратора и спафария), Ф. около 780 г., после смерти Льва IV (775 - 780), оставил службу и постригся в монахи в монастыре у Сигриана, принадлежавшем его отцу. Приняла постриг и ставшая недавно его женой Мегало, происходившая из знатной семьи патрикия Льва. Ф. приписывают основание нескольких монастырей, среди которых первым был монастырь "Великого поля" к северу от Сигриана, на о-ве Калоним в Мраморном море. Ф. стал игуменом этого монастыря и поэтому именуется иногда Сигрианским. Ф., как следует из его жития, мало или нисколько не скрывал своей приверженности иконопочитанию и в 815 или 816 г. был подвергнут заключению, а в 818 г. был сослан на о-в Самофракию, где в том же году умер.
Как исторический источник "Хронография" Феофана имеет исключительное значение: на основе главным образом ее свидетельств восстанавливается внешнеполитическая и внутренняя, гражданская история Византийской империи в "темные века", т.е. в VII-VIII столетиях. Согласно предисловию самого автора, он лишь завершил труд Георгия Синкелла. Однако кто такой Георгий Синкелл. Прозвище показывает, что он занимал престижнейшую из церковных должностей - синкелл был наиболее приближенным к патриарху лицом, постоянно находился при его особе; являлся обычно монахом (Beck. Kirche, 68). Но при каком патриархе Георгий был син-келлом, при Тарасии (784-806) или Никифоре I (806-815)? Полагают, что Ф. (авторы его круга ?) опирался на труды Сократа, Созомена, Феодорита (возможно, по более поздним фрагментам), Приска, Прокопия Кесарийского, Агафия Миринейского, Иоанна Малалы, Иоанна Эпифанийского, Феофилакта Симокатты; для VII же и VIII вв. - на утраченный труд Траяна Патрикия (до 713 г.), сочинения Георгия Писиды (для правления Ираклия), неизвестный источник от конца VII в., неизвестный иконодульский памятник - так называемый "Великий хронограф" и, вероятно, константинопольскую городскую хронику (для конца VIII - начала IX в.), а также на сирийские и арабские памятники, как и на устные источники и собственные наблюдения. Чрезвычайно важно, что в изложении автора "Хронографии" сохранились фрагменты не дошедших до нашего времени сочинений (Moravcsik. ВТ, I. 582; Karayannopulos, Weiss. Quellenkunde, 338; Чичуров, 18).
Уровень образованности и (в зависимости от этого) степень оригинальности Ф. как автора оцениваются весьма по-разному. По мнению одних ученых, Ф. - автор-новатор, основатель совершенно нового направления в византийской историографии, сумевший органически соединить традиции позднеантичной исторической литературы с христианским (причем, сугубо монашеским) осмыслением хода событий. По мнению других - Ф. в лучшем случае исполнитель чужого замысла (Георгия Синкелла), лишь завершивший - и не на должном уровне - чужой труд; мало того, если этим исполнителем и был Феофан, то совсем другой, не имевший отношения к св. Феофану Исповеднику.
Главные затруднения при установлении авторства хроники заключаются в следующем: во-первых, в житии Ф. нет и намека на его литературные занятия; во-вторых, между смертью Георгия Синкелла в 813 г. (якобы поручившего Ф., согласно предисловию к хронике, завершить его труд, доведенный лишь до 284 г.) и арестом Ф. в 815/816 г. прошло не более двух лет - время, явно недостаточное для сбора недостающих материалов и написания значительного по объему труда. Тем более недостаточно было времени для этого в 818 г. (в год его смерти). Да и "родство" с Ф., пропагандируемое Константином, - допускают, не меньшая фикция, чем утверждаемая им в его сочинении идея "благородного происхождения" его деда Василия I Македонянина.
Вопрос об авторстве хроники нельзя считать решенным, однако большинство исследователей, специально занимавшихся этой проблемой (например, Дакет, Чичуров), предпочитают не позицию К. Мэнго, а традиционную точку зрения (Кагауаппорц1оз, Weiss. Quellenkunde, 338). Существенным аргументом в пользу традиционной является тот факт, что творивший полустолетием позже Ф. Анастасий Библиотекарь, прекрасный знаток византийской литературы, переведший хронику на латинский язык, уверенно назвал ее Theophanem Confessorem, т.е. "Феофана Исповедника". И хотя старейшая из сохранившихся рукописей "Хронографии" Ф. датируется только X в., уже в ее написании автор поименован "Исповедником", следует, видимо, признать, что так была помечена и рукопись середины (или первой трети ?) IX в., которая была использована Анастасией.
"Хронография" охватывает события 284 - 813 гг., т.е. время с прихода к власти Диоклетиана до воцарения Льва V. Хронологическая система, принятая в "Хронографии", необычна для византийской историографии в целом: счет по годам дается по александрийской эре, как и в "мировой" (т.е. от сотворения мира) хронике Георгия Синкелла, непосредственным продолжением которой является "Хронография" Ф. Для определения года от I Р.Х., согласно александрийской эре, от года от сотворения мира следует вычесть не 5508/9, а 5492/3. Кроме данной хронологической системы Ф. использует также как наиболее ему привычный счет по индиктам (ошибок у Ф. по этому счету нет), а также по правлениям императоров, персидских шахов, халифов, патриархов, пап. Источник особой важности для истории России.
Литература:
1. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.П.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я