Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Кий

  
Автор: Золин П.М.

Кий - по русским летописям, легендарный основатель Киева и один из первых князей полян-руси. Ононим с ностратическим корнем, дающим слова типа "куй" (бей, строй, делай), "киять" (работать киянкой - деревянным молотком), "кол" и т.п. Уже во времена Нестора-летописца личность Кия была легендарной, и сам Нестор на страницах "Повести временных лет" спорил с какими-то неизвестными оппонентами, считавшими Кия простым перевозчиком на Днепре ("Повесть временных лет". М-Л., 1950, с. 9): "И быша 3 братия: единому имя - Кый, а другому Щек, а третиему Хорив, а сестра их Лыбедь. И сидяше Кый на горе, идеже ныне увоз Борияев, а Щек седяше на горе, идеже ныне зоветься Щековица, а Хорив на третией горе, от него же прозъвася Хоревица. И сътвориша градьк въ имя брата своего старейшаго и нарекоша имя ему - Кыев. И бяше около града лес и бор велик и бяху ловяще зверь. И бяху мужи мудри и съмыслыш и нарицахусе Поляне. От них же суть поляне Кыеве и до сего дьне... Ини же несведуще, реша, яко Кый есть перевозьник был. У Кыева бо бяше перевоз тъгда с оноя страны Дънепра - темь глаголаху: "на перевоз на Кыев"... Аще бы Кый перевозник был, то не бы ходил Цесарюграду. Но се Кый къпяжаше в роде своемь и приходившю ему к цесарю, которого не съвемы, но тъкмо о семь вемы, якоже съказа-ютъ, яко велику честь принял есть от цесаря, при котором приходив цесари. Идущю же ему вспять, приде к Дунаеви и възлюби место и сруби градък мал и хотяше сести с родъм своим и не даша ему ту близь живущий. Еже и доныне наречють дунайци "городище Киевець". Кыеви же пришедъшю в свой град Кыев, ту живот свой съкоьнча; и брата его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь ту съконьчашася. И по сих братьях держати почаша род их княженье в Полях".
Нестор знал, что когда-то на месте Киева существовал Киев перевоз - переправа через Днепр, которую содержал некий перевозчик (паромщик) Кий. Такое "низкое" происхождение названия стольного града Киева летописца явно не устраивало. И родился некий князь Кий, ездивший в Царьград (Цесарьград) к какому-то византийскому императору ("цесарю"). Якобы возвращаясь домой, этот Кий построил Киев-град ("Киевец") на Дунае, после чего его род начал княжить "в Полях". Крепость Кий известна у Дуная со времен античности.
Нестор недостаточно представлял себе раннюю историю Киева, что не отрицает академик Б.А. Рыбаков (подробнее см.: Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. М., 1982, с. 90-93). Допускают, реальные Кий, Щек (правильнее - Чех) и Хорив (ононим напоминает название горы, на которой бывал библейский Моисей) основали небольшую крепость Киев в 430 году, на Дунае, у устья реки Морава. Этот Киев существует до сих пор и стоит там, где и стоял (территория Венгрии), и называется у венгров Кёвё.
Кий мог стать впоследствии родоначальником западнославянского племени куявов (жили на территории современной Польши), Чех (Щек) - чехов, а Хорив - хорват. Чех якобы прожил долгую жизнь и умер в 661 году. У этой троицы в славянском эпосе есть еще один брат - Лех (допускают, Лыбедь "Повести временных лет"), он прошел дальше - на Вислу, "в поля", и там стал родоначальником полян-ляхов. Заселение славянами Висло-Одерского междуречья относят к 470 году, спустя 40 лет после основания Киева на Дунае.
О полянах днепровских хронологии иногда говорят так (Рукопись П Б F IY № 218, л. 90): "В лето по Р.Х. 570 пришельцы и обитатели суть седоша по Днепру; старейшина же у них в то время бе именем Полемон, и во имя того старейшины прозвашася Полемоняне, а оттуду паки начаша зватися поляне, потом поляцы". Полемона относят к своим родоначальникам поляки и балты. Это реальный герой отечественной истории времен Аспурга и Динамии (см.).
Киев, Щеков и Хоривов было много (ономастика дает обилие примеров). В самые разные времена эта неразлучная троица, иногда с сестрой своей Лыбедью, появлялась в самых разных местах, сооружала очередной Киев. 854 год: "В лето 6362 бяху три брата, единому имя Кый, второму Щек, а третьему Хорив, а сестра у них бе именем Лыбедь... Бяху же неверны и много тщание имуще к идолом". 982 год (Рукопись С Б № 908, л. 31, об. - 32): "В то время быша в Великом Новгороде три брата Кий, Щек и Хорив и сестра их Лыбедь. И се братеники и с сестрою их люти разбойницы великую пакость Невгород-цем творяще. Новгородцы же яша их 30 человек, ecu храбри и мочни вельми, осудиша их повесити. Кий же с братию своею моляша князя Ольга со слезами, дабы их отпустил, и обещастася ити, иде же несть вотчины и державы. Олег же умилосердеся над ними, отпусти их. Они же идоша от великого Новаграда 2 месяца и приидоша на реку Непр... и нача землю пахать своими рукама и славно жить, и к ним прихожаху многие и трудихуся тут. И потом созда градец, имя ему Киевец. В лето 6490 по убиении Кия великий князь Олег пришед и заложи град Киев Великий по начальному имени".
Давно установлено, что схожую легенду сообщал армянский историк Зеноб Глак в "Истории Тарона"(VII-VIII века; это сообщение намного старше сообщений русских летописей): "Три брата - Куар, Мелтей, Хореван - основали 3 города в стране Полуни, а через некоторое время создают город на горе Керкей, где был простор для охоты и обилие трав и деревьев, и ставят там двух языческих идолов".
Страна Полунь - страна полян, то есть поляков.
Вероятно, даже на Днепре было несколько Киевов. Всего в Восточной и Центральной Европе было известно 16 населенных пунктов с названием Киевъ (Киев, Киево) (подробнее об этом см.: Брайчевский М.Ю. Когда и как возник Киев. Киев, 1964, с. 92-93). Известный лингвист О.Н. Трубачев выявил их еще больше. Если считать, что Кий с братьями - славяне, то можно представить себе, что распространение этих топонимов как-то коррелируется с расселением славян или какой-то их племенной группы.
По сути, летописная легенда развивает античные легенды о происхождении скифов (см.: внуки Зевса, дети Геракла) и библейские версии о Каине и его потомках.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я