|
Дедал - символ индоевропейского зодчества и изобретательства (как и Анахарсис). Подобно Прометею и Гефесту (Вулкану), он учил людей ремеслам и промыслам, затем механике и скульптуре (статуи с чудодейственной силой считались творения Д.).
По типу имени (Нидал, Небул и т.п.) вероятны связи и с праславянством. Считается внуком афинского царя Эрехтея, дочь которого Орифия стала женой бога северного ветра Борея (жил в тереме на горах Рипах). Борей и его сыновья имели мощные крылья, летали на огромные расстояния, вплоть до Афин.
Д. изобрел топор (каменные известны со времен палеолита), бурав (буравить можно и каменным острием), первым натянул паруса и научил людей управлять парусными судами (хотя по другим мифам - аргонавтов учила парусному делу Афина и т.д.). У Дедала был ученик (племянник ?), который так же изобрел много полезного - пилу, гончарный станок (по иным данным, изобретателем гончарного круга устойчиво признавался Анахарсис) и т.п. Ревнивый к чужим успехам, Д. убил ученика, покинул Грецию (родину) и отправился на остров Крит. Там правитель Минос, сын Зевса и Европы и супруг Паситаи, дочери Солнца, принял мастера очень радушно.
Минос считался другом Нептуна, который подарил царю для жетвоприношений белого быка. Минос был так пленен его красотой, что решил оставить у себя, а в жертву принес одного из своих быков. Разгневанный Нептун поручил Венере отомстить. Та внушила Паситае страстную любовь к белому быку, отсюда и родилось ужасное чудовище - Минотавр (Миноса бык). Оно питалось исключительно человеческим мясом. Дедал полстроил для быка огромный загон-лабиринт. Там чудовище обитало, пока не было убито Тесеем.
Минос обвинил Дедала в том, что он помог Тесею и посоветовал Ариадне дать герою путеводную нить; заключил "деда всех мастеров" в темницу вместе с сыном Икаром. Темница стояла на скале, на самом берегу моря; откуда можно было только улететь. Дедал смастерил из перьев птиц крылья, скрепляя их воском, научился летать сам и научил сына. Но тот дерзнул подняться высоко к солнцу - и погиб. Огорченный Дедал продолжал путь в одиночестве и прибыл в Нижнюю Италию, в город Кумы (кумане-комане в эпосе нередко имеют связи со скифами), где построил великолепный храм в честь Аполлона (бога гипербореев). Он повесил в нем свои крылья и изобразил на стене красками всю историю своего полета над морем и смерть сына. Из Рима (Италии) в средние века якобы на камне приплывает в Новгород Антоний Римлянин (основал в начале 12 в. Антониев монастырь).
По другой версии, Д. придумал паруса и, подкупив стражей темницы, выпустивших его с сыном, ушел от своих тюремщиков, которые не могли поспеть за его быстро несшимся кораблем. Но сын в море погиб.
Перемещение Дедала по пути энетов-венедов (родоначальников и праславян), возможнол, связано с "народами моря", которые частью происходили из округи Причерноморья. Индоевропейский образ допускает и праславянские трактовки. Уже веками ононимы Минос (как Минск ?), Тесей (Тесово), Дедал (Дедино, Дедовичи) в народной этимологии устойчиво обыгрываются в связи с Восточной Европой.
Литература:
1. Мифы в искусстве старом и новом. СПб., 1993; энциклопедии по мифологии.
|
|