|
Северный царь (пророчества Даниила) - суммирование масоретами (окончательными редакторами библии в средние века) многовековых представлений южан о военном потенциале северных царей (Даниил. Гл. 11 - 12).
Через форму святых пророчеств масореты вдохновляли визант. имп. Михаила (одного из трех; IX в. н.э.), "князя великого, стоящего за сынов народа своего" на упорную борьбу с северным натиском, создававшим проблемы диктату Хазарии в округе Кавказа. По книге Даниила, пророк (под именем Валтасар) стал подпорою и подкреплением Дария Мидянина (VI в. до н.э.). Под влиянием пророка Дарий якобы написал всем народам, племена и языкам, живущим на всей земле (понятно, и скифам): "Мир вам да умножится! Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели переб Богом Данииловым, потому что он есть Бог живой и присносущий, и царство Его несокрушимо и власдычество его бесконечно. Он избавляет и спасет, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов" (Даниил. 6, 25 - 27). Пророк при Кире (тот восстановил храм Соломона в Иерусалиме) и Дарии (тот занялся иудизацией всего окрестного мира), по словам библии, богоуспевал.
Если тексты библии хотя бы частично верны, то Персия Великая пыталась покорить Великую Скифь (Томиры и Антира; см.) во имя духовного иудейского диктата во славу Яхве. Пророк возвещал, что один из царей Персии (реально Ксеркс) поднимет всех против царства Греческого. Но затем битвы южных и северных царей вечны, идут по схожему сценарию. От побед южные цари не становились сильнее, как - в итоге, - и северные.
Царь северный со временем всегда возвратится (возродиться), придет с еще большим войском и большими богатствами. Тогда многие народы восстанут против южного царя. Северный привычно устраивал валы и овладевал укрепленными городами. Все начинали действовать по его воле, никто не мог устоять перед ним. Потом северный обращал лицо свое к островам и овладевал многими; но некий вождь всегда в итоге прекратит нанесенный всем позор и даже свой позор обратит на пего. Коварство - вот механизм политики на веки вечные.
Новый северный царь будет поступать вновь по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное, и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится.
И о богах отцов своих он не помыслит и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех. Но богу крепостей (отчасти Аресу скифов) на месте Бога богов будет он воздавать честь, и этого бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом и серебром, и дорогими камнями и разными драгоценностями. И устроит твердую крепость с чужим богом. Покоренные признают его, тем увеличат почести и дадут власть над многими, и землю раздаст и награду.
Под конец времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремятся как буря на него с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями и нападет на области, наводнит их и пройдет через них (это отклик на завоевания А.Македонского, скифа Арсака и подобных полководцев).
И войдет ои в прекрасней-шую из земель, и многие области пострадают и спасутся от руки его только Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых. И прострет руку свою на разные страны; не спасется и земля Египетская. И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта; Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним.
Но слухи с востока и севера встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтоб истреблять и губить многих. И раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища (горы Сион), но придет к своему концу, и никто не поможет ему.
Далее говориться о князе великом Михаиле, который способен эту традицию - по воле божьей, - изменить. Царь северный Даниила - это один из вариантов библейского князя Роса (см.), во имя которого при христианизации Скифия стала Росией.
|
|