Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Василий Великий

  
Автор: Золин П.М.

Василий Великий (Кессарийский: 330-371) - один от "отцов церкви", особо почитаемый на Руси.
Видел проблемы христианизации страны в связи с многовековой скифской ментальностью так: "Господь будет судить... (иначе) иудея и иначе скифа. Ибо первый почиет в законе и прославляется в боге и одобряет лучшее... Скифы же кочевники, воспитанные в диких и бесчеловеческих нравах, прирученные к взаимным грабежам и насилиям. (Они же) невоздержанные в гневе и легко раздражительные - к взаимной ярости, привыкшие всякий спор решать оружием и наученные оканчивать битвы кровью. (Но) своими доблестными деяниями, если они проявят взаимное человеколюбие и честность, представляют для нас (еще) более тяжкое наказание". Т.е., чем лучше будут скифы, тем хуже для просвещенного мира.
Любопытно, но примерно с таких позиций описывали христианские авторы русов (дружины Руси), атаковавшие Царьград через пять-шесть веков после Василия Великого. В.В. сужал понятие "скифы" до диких кочевников, чего уже не делали многие авторы той поры. И несправедливо, что один из "отцов церкви" видел опасность христианству и христианской элите разных страна во "взаимном человеколюбии и честности" народов Скифии, единство которых сокрушило высокомерный Рим и диктовало волю погрязающей в интригах Византии. Хотя это единство оказывалось не всеобщим и обычно - шатким.
Стратегия использования распрей и "дикой карты" в судьбе Скифии, к сожалению, проявляется до сих пор. Геополитика нередко имеет многотысячелетние традиции, как и выражающая ее философия.
В.В. не был противником Скифии, но больше почитал иудеев в силу христианской догматики, библейских традиций. Он знал о выдающихся философах Скифии и округи - Абарисе, Замолксисе, Оресте и других. Но христианской апологетике эти имена были уже не нужны. По примеру В.В. в моменты христианской экзальтации унижал Скифию и относимый к истокам отечественной патерналистики Иоанн Златоуст (умер в 407 г.). "Беседой против Евтропия" он отметил как подвиг апостола Павла его приход: "К скифам... К диким зверям и все изменил у них". Но при вдумчивом подходе к анализу жизни Скифии, например, замечал, что скифы и савроматы никогда не судили, разбирая дело в интересах только одной стороны, при отсутствии обвиняемого. Они не имели обыкновения воевать, скрывая нечестивые помышления в глубине души. Их подвижничество, кочевая жизнь нередко в повозках, оказывалась примером миропонимания для христиан: "Так следовало бы жить христианам: обходить вселенную, воюя с дьяволом, увлекая в плен одержимых им, и освободиться от всего житейского...".
Высказываний о философии скифов в патристике В.В. и его последователей довольно много. Иоанн Златоуст видел и следующее: "... И скифы, савроматы..., и поселившиеся у самых окраин вселенной переводя священное писание каждый на свой язык, философствуют об этих словесах".
Существование письменности у скифов (возможно, тип глаголицы) отмечается по ряду источников и в ряде исторических эпизодов, имеет все больше археологических подтверждений (например, в узорах восточноевропейских позднеантичных эмалей). Феодорит (390-457), ученик Златоуста и представитель школы В.В., указывал владеющего письмом Анахарсиса в числе "семи мудрецов, живших после пророков" (по сути, для россиян приятно, но хронологически несправедливо; Токсарис и А., например, родились до Даниила, да и умерли ранее его).
Феодорит не имел сомнений о высоком уровне философии в Скифии: "... Скиф Анахарсис был философом. Его до такой степени жгла любовь к философии, что он стал весьма известным и у всех прославленным. Он не только, бодрствуя, боролся с душевными страстями, но и во время сна показывал признаки воздержанности..." Борьба с болтливостью (языком) - одна из главных мировозренческих установок для Анахарсиса, как и Замолксиса. Истоки скифской мудрости уводились Ф. в мифические времена: "... И кентавр Хирон (воспитатель голубоглазого скифского царя Ахилла: П.З.) был учителем праведности, а Гомер назвал его праведнейшим из кентавров".
Апостольские и пророческие учения был переведены с еврейского языка при В.В. и его последователях не только на греческий и римский. Но уже и на "египетский, персидский, индийский, армейский, скифский и савроматский, или, коротко говоря, на все языки, на которых продолжают говорить все народы..." Русские летописи определяли северную державу как "Русь, чюдь и вси языци (затем шло перечисление почти двух десятков этносов)", где неизбежно представлены "все языки и все народы" с первого послепотопного времени.
Христианская традиция связывала Гога и Магога, "князя Роша" именно со Скифией. Гог, "князь Роша", указывался как "царь скифских народов". Феодорит, как и отцы церкви уровня В.В., знал готов в составе скифов, но не сводил всех скифов к готам и не путал скифов и готов с германцами.
Литература:
1. ВДИ. 1947 - 1949; указ 1950.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я