Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Константин I Великий

  
Автор: Золин П.М.

Константин I Великий Флавий Валерий (Flavius Valerius Constantinus Magnus) (ок. 285, Ниш-Наиссус, ныне Югославия - 337, Анкирон) - рим. император в 306-337 (по сути, один из первых имп. Византии). Сын Констанция Хлора, терпевшего поражения от войск Приазовья на землях нынешней Турции. После смерти отца был провозглашён августом (306) британскими легионами из восточных наемников и правил в Галлии. В 311 г. (после смерти цезаря Галерия) началась борьба 4 августов (Лициния, Максенция, Максимиана Дайи и К.) за власть. В борьбе К. победил с помощью и выходцев из Скифии. С 325 г. (после казни Лициния) К. правил единолично. Столица была перенесена в Константинополь (330), но город и его учреждения подражали старой столице - Риму.
К. стремился стабилизировать общество, порядок, проводя последовательную централизацию государственного аппарата и подавляя сопротивление недовольных. Объявляя императорскую власть защитницей всеобщего равенства, справедливости, свободы, в действительности, Законами прикрепил сословия к месту обитания или к роду занятий. Поддерживал христианскую церковь, пожаловал ей ряд привилегий, но сохранял и языческие культы, в т.ч. родовой культ Флавиев.
Церковная традиция называет К. равноапостольным и связывает с ним коренной поворот от преследования христианства к покровительству новой религии, однако уже предшественники К. (Галерий, Максенций, Лициний) делали это. К. принял христианство лишь перед смертью (в форме арианства). Ещё будучи язычником, К. активно вмешивался в дела церкви, руководил богословскими диспутами, председательствовал на Никейском соборе в 325 г. и выступал на стороне христианской церкви в борьбе с донатистами.
Иллирийские легионы, прошедшие школу Проба и Диоклетиана (и наполненные выходцами из Скифии), помогли К. последовательно побеждать его противников в округе священного для скифов Сирмия и в других местах. В многократных сражениях с римлянами погиб царь Сарматии Радамсад (Ревсимод и т.п.). Скифы у низовий Дуная около 320 г. подняли мощное восстание.
К. вспомнил "сказанное его отцом Константом о благомыслии и союзной дружбе херсонитов (те помогли отцу К. отразить нашествие приазовского царя Савромата) и отправил в страну херсонитов послов, чтобы они выступили против страны скифов и сразились с восставшими". Войска Диогена, сына Диогена, пробились из Крыма к Дунаю и победили скифов. Император пригласил знать херсонитов в Византий, богато одарил, подтвердил права, свободы и избавление от налогов. Тысяча крымских гвардейцев была взята на ежегодное имперское содержание. Константин даровал городу свои золотые кольца-печати для скрепления донесений и просьб. Оформил все договоренности специальным документом. Подарил для украшения Херсонеса "золотое изваяние с царской мантией и застежкой, и золотой венец". Войны Херсонеса с Боспором во славу рождающейся Византии вспыхнули с новой силой. Ставку на Херсонес империя делала и веками позже.
Примерно в 325 г. К., "отправившись походом на германцев, сарматов и готов, силой креста одержал великую победу и, разорив их, обратил в жалкое рабство". Уже в 327/328 г. действие повторилось - император, "переправившись через Дунай, соорудил на нем мост и подчинил скифов". Хотя бы сооружением моста походы напоминали натиск Дария I на Скифию. В результате этого и других походов в разоренной стране от голода и холода погибали сотни тысяч жителей. Они неизбежно проклинали "родную землю" и бежали в хлебные и теплые края, готовы были служить любым относительно радушным царям.
Народы Скифии за ежегодное денежное вознаграждение должны были направлять Константину около 40 тыс. воинов. Скифам разрешалась торговля у Дуная, которую вели северяне и во времена Анахарсиса. Происходил традиционный обмен заложниками. При дворе Константина получал воспитание Аорих (Аорс ?), сын короля скифов-готов Ариариха. В честь Аориха в Царьграде поставили конную статую, а самого Константина изобразили Аполлоном высотой до трех десятков метров.
Перестроенный Византий в 330 г. стал Константинополем (Царьградом русских летописей). Примерно тогда "рабы сарматов возмутились против всех господ. Константин охотно принял изгнанных и разделил более 300 тыс. разного пола по Фракии, Скифии, Македонии и Италии...".
20 апреля 332 г. севернее Дуная император "истребил сильнейшие и весьма многочисленные племена готов в самом лоне варварской земли, т.е. в стране сарматов...". Добрался ли он, как Клавдий в I в. или Деций в Ш в., до низовий Дона - однозначно ответить трудно. Авторы той поры уточняли, что сарматов-господ изгоняли именно скифы.
К., по раннесредневековым оценкам, якобы "первый подвел под иго роды скифов и савроматов, раньше не знавших рабства, принудив их даже против желания признать римлян своими господами. Ведь скифам прежние правители (империи) платили даже дань, и римляне служили варварам ежегодными взносами дани".
К. вплоть до 337 г., до момента своей смерти, принимал все сотни тысяч изгнанников из Скифии, а пригодных к "военной службе набрал в свои войска" (ВДИ, 1949, № 3, с. 269; 1948, № 3, с. 233).
Многие переселенцы привычно наводняли Паннонию - родину Проба и других близких праславянам императоров. Византийские императоры считались потомками "скифского царя" Ахилла и Александра Македонского, имевшего сложные отношения со Скифией, где у верховий Дона отмечались знаменитые в античности "александровы алтари" (святилище в память о Македонском).
К., продолжая политику Адриана, Максимина, Проба, Диоклетиана, сформировал особые отношения Византии и народов Скифии, где империя, как ранее Рим или Персия, разными способами всегда имела свою агентуру и провизантийски настроенные группы. Сам по себе перенос столицы ближе к Скифии (даже от Дона неделя морского пути при попутном ветре) символизировал многое, особенно - растущее влияние скифских переселенцев на все стороны имперской жизни.
Литература:
1. Vogt J., Constantin der Grosse und sein Jahrhundert. 2 Aufl., Munch., I960;
2. Mac Mullen R., Constantine, L.. 1970;
3. Krawczuk A., Konstantyn Wielld, Warsz., 1970;
4. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. История и идеология русского народа. ТТ.1 - 2. СПб., 1997.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я