Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Никифор Патриарх

  
Автор: Золин П.М.

Никифор Патриарх (р. 758, Константинополь - ум. 828) - сторонник иконопочитания, соратник Льва 1У Хазарина и лояльной к выходцам из Скифии политики. Один из наиболее известных византийских богословов рубежа VIII-IX вв., видный церковный и политический деятель иконоборческой эпохи, историк. Н. родился в 758 г. в семье императорского секретаря (асикрита), служившего Константину V (741-775). Около 760 г. отец Н. был сослан за почитание икон (ум. в 766 г.). Несмотря на опалу отца, Н. стал также императорским секретарем, скорее всего, в правление Льва IV (775-780). Служил под началом главного секретаря (будущего патриарха) Тарасия (784-806).
В 787 г. Н. представлял императора на Седьмом Вселенском соборе, восстановившем иконопочитание. Во время замешательства в церкви по поводу второго брака Константина VI (780-797) в 795 г. примыкал к оппозиционно настроенной к императору части клира. В 797 г. удалился в основанный им монастырь, где сразу же или вскоре (дата не установлена) принял постриг (монастырь находился недалеко от Хрисополя, к северу от него, на малоазийском берегу Босфора). В 802 г. вернулся в столицу, стал попечителем приюта для бедных.
После смерти патриарха Тарасия в феврале 806 г. Н. стал патриархом Константинопольским (806 - 815). Несмотря на широко распространившиеся среди знати и в монастырских кругах оппозиционные настроения против Никифора I (802-811; убит болгарским государем Крумом), Н. придерживался лояльной позиции. После гибели Василевса Н. принимал активное участие в возведении на престол слабого правителя Михаила I Рангаве (811-813). Положение патриарха-иконопочитателя резко изменилось с воцарением Льва V (выходец из Приазовья: 813 - 820), вернувшегося к политике гонений на иконы. В 815 г. Н. подвергся ссылке (сначала в основанный им монастырь, затем - в обитель св.Феодора, лежавшую поблизости). Михаил II (820 - 829), победивший Фому Славянина, предложил Н. отказаться от борьбы против иконоборцев, обещая ему прощение и возвращение из ссылки. Но Н. отверг предложение. Умер в монастыре в 828 г. Бесстрашие Н., не убоявшегося гнева нескольких императоров, его непримиримая борьба в защиту икон снискали ему широкую популярность, особенно в Константинополе. В 847 г. (через четыре года после восстановления иконопочитания) прах Н. был торжественно перенесен из монастыря св. Феодора и перезахоронен в одном из самых великолепных храмов столицы - в храме святых Апостолов. Житие причисленного церковью к лику святых Н. было написано его учеником диаконом Св. Софии Игнатием (Чичуров, 145-146; Mango, 1-2).
Н. - крупный теолог: его перу принадлежат несколько богословских трудов в защиту иконопочитания, в которых патриарх обнаруживает обширные познания в сфере теологии и истории церкви. Изредка встречающиеся в этих его трудах сведения по истории VIII в. не представляют особого интереса. Впрочем, только в этих трудах Н. имеются ремарки, позволяющие судить о личном отношении автора к упоминаемым им событиям (Mango, 9-11). Историческими в собственном смысле слова являются два труда Н. Первый - (в старославянской традиции он известен под названием "Летописец вскоре") - представляет собою краткий перечень (от сотворения мира до 828 г.) иудейских царей, персидских шахов, правителей из династии Птолемеев, римских и византийских императоров, церковных владык и содержит местами лишь краткие справки биографического характера и упоминания о некоторых важнейших - с точки зрения автора - событиях. Спустя едва полу столетие после написания "Летописец вскоре" был переведен на латинский язык Анастасией Библиотекарем. Уже в X в. этот труд Н. был переведен в Болгарии и на старославянский и приобрел популярность также в Сербии и на Руси (Липшиц. Очерки, 268 - 295; Пиотровская. "Летописец вскоре", 216 - 224).
Основной исторический труд Н. - "Краткая история" (звестная обычно под латинским наименованием "Breviarium"). Задуман был "Бревиарий" как непосредственное продолжение "Историй" Феофилакта Симокатты. Большинство исследователей относят время написания труда к 775 - 787 гг., когда Н. служил асикритом (Чичуров, 146-147; Moravcsik, ВТ, I, 456 - 457; Tusculum-Lexikon, 559; Turtledove. The date, 91 -94). "Хронография" Феофана и "Бревиарий" совершенно независимы друг от друга. Важный источник для истории России.
Литература:
1. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.П..

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я