|
Скил - скифский царь V века до нашей эры, судьбу которого Геродот сравнивал с судьбой скифского философа Анахарсиса, погибшего за распространение чужеземных обычаев (Геродот. IV. 78 - 80). Само имя "Скил" не поддается объяснению из иранских языков, к которым принадлежал и скифский (Vasmer 1971, с. 119, 184). Оно, вероятно, "туземное" (местное северо-причерноморское). Затем у скифов известен и царь Скилур. От царского педагога (?) Тимна Геродот получил немало сведений о Скифии.
Скил был одним из сыновей царя Ариапифа, родился от матери-истриянки (города у низовий Дуная), а не от скифской женщины. Мать научила его говорить и писать по-эллински. Ариапифа коварно убил Спаргапиф, царь агафирсов, и престол по наследству перешел к Скилу вместе с одной из жен покойного отца, по имени Опия. Это была скифская женщина, от Ариапифа у нее был сын Орик. Это двоевластие тяготило молодого царя.
Царствуя над скифами, Скил вовсе не любил скифский образ жизни, в силу полученного воспитания был склонен к эллинским обычаям. Когда царю приходилось вступать с войском в пределы города борисфенитов (эти борисфениты сами себя называют милетянами; указывают на Ольвию или Березань-Борифениты), он оставлял свиту перед городскими воротами, а сам один входил в город и приказывал запирать ворота. Затем Скил снимал скифское платье и облачался в эллинскую одежду. В этом наряде ходил по рыночной площади без телохранителей и других спутников (ворота охранялись, чтобы никто из скифов не увидел этого). Царь придерживался эллинских обычаев, совершал жертвоприношения по обрядам эллинов. Месяц или даже больше оставался в городе, а затем вновь надевал скифскую одежду и покидал город. Посещения повторялись неоднократно, и Скил даже построил себе дом в Борисфене и поселил там жену, местную уроженку.
Однажды царь пожелал принять посвящение в таинства Диониса Вакха (эти торжества раз в три года отмечались и в Гелоне). Когда предстояло приступить к таинствам, явилось великое знамение. Большой роскошный дворец, обнесенный стеною, беломраморные сфинксы и грифоны сгорели от молнии Перуна. Тем не менее, Скил совершил обряд посвящения. Рядовые скифы осуждают эллинов за вакхические исступления. По представлениям скифов, не могло существовать божество, делающее людей безумными.
Когда царь, наконец, принял посвящение в таинства Вакха, какой-то борисфенит, обращаясь к скифам, насмешливо заметил: "Вот вы, скифы, смеетесь над нами за то, что мы совершаем служение Вакху и нас охватывает в это время божественное исступление. А теперь и ваш царь охвачен этим богом: он не только свершает таинства Вакха, но и безумствует, как одержимый божеством. Если вы не верите, то идите за мной и я вам покажу это!". Скифские "патриции" последовали за борисфенитом. Он тайно провел их на городскую стену и посадил на башню. При виде Скила, проходившего мимо с толпой вакхантов в вакхическом исступлении, скифы пришли в страшное негодование. Спустившись с башни, они рассказали затем всему войску об увиденном.
В Ольвии в V в. до н.э. существовало богатое здание со скульптурами грифонов. Один грифон или сфинкс из белого мрамора был найден Б.В. Фармаковским в Ольвии и хранится в Одесском археологическом музее НАН Украины (Амелюшкина 1961, с. 88-98; Агбунов 1989, с. 116). Подтвердились сообщения Геродота и о существовании культа Диониса в Ольвии (Русяева 1978, с. 87-104). А в 30-е годы недалекo от Истрии в Румынии был найден золотой перстень с именем Скила. На нем изображена богиня, сидящая на троне известная в Скифии и по серии других предметов торевтики (Виноградов 1980, с. 98-108). Таким образом, археологические источники подтверждают страницы биографии Скила, связанные с Ольвией и Истрией.
После возвращения Скила домой скифы подняли против него восстание и провозгласили царем Октамасада, сына дочери царя фракийцев Терея. Когда Скил узнал о восстании и о причине его, то бежал во Фракию. Октамасад выступил походом на фракийцев. На Истре произошла встреча. Войска готовились вступить в сражение, когда Ситалк послал к Октамасаду сказать следующее: "Зачем нам нападать друг на друга: ведь ты сын моей сестры, у тебя в руках мой брат. Отдай мне его, а я выдам тебе твоего Скила, но не будем подвергать взаимной опасности наши войска!". Предложение Ситалк велел передать через глашатая. У Октамасада действительно нашел убежище брат Ситалка, Октамасад принял предложение и выдал Ситалку своего дядю по матери, а взамен получил брата Скила. Ситалк принял своего брата и удалился с войском, а Октамасад велел тут же отрубить голову Скилу. Так крепко во времена Геродота скифы держались своих обычаев и такой суровой каре они подвергали тех, кто заимствует чужие.
По исследованию Ю.Г. Виноградова, описанные Геродотом события относятся к 450 г. до н.э. (Виноградов 1980, с. 98-108; 1989, с. 106). Время царствования Скила Ю.Г. Виноградов определяет 470-450 гг. до н.э. (Виноградов 1989, с. 120), а П.О. Карышковский датирует монеты с именем Скила второй четвертью V в. до н.э., то есть 475-450 гг. до н.э. (Карышковский 1987, с. 66-68).
Сюжет о Скиле представлен в школьных учебниках "История древнего мира", но без должных выводов о влиянии Великой Скифии. Более сорока лет назад экспедицией Одесского университета начаты раскопки городища возле с. Роксоланы Овидипольского района Одесской области Украины, известного археологам еще с ХІХ в. (Синицын 1966, с. 5-56). Полевые исследования городища позволили установить, что оно представляет собой остатки античного города Никония (возможно, основан в честь победы скифов над Дарием I), упоминаемого древними авторами (Карышковский 1966, с. 149-162; Агбунов 1985, с. 102; Секерская 1989; Охотников 1990, с. 69-71; Ochotnikov 1997; Черняков 1997). Никоний был небольшим античным городом площадью 6-7 га (но с некрополем в 40 га), верхняя часть которого еще сохранилась в виде городища с валами и рвами, а нижняя - оказалась под водами Днестровского лимана.
Археологические раскопки выявили материалы, позволяющие датировать существование Никония с VI в. до н.э. до IV-III вв. до н.э. Особенностью Никония является то, что этот небольшой город довольно рано начал чеканить собственные монеты (Карышковский 1962, с. 210-215; Загинайло 1966, с. 100-130; Анохин 1989, с. 75-78). Известно более 300 различных монет, найденных во время научных раскопок. Наиболее ранние монеты собственной чеканки Никония представлены литыми экземплярами с изображением совы и надписью "SKU", "SKUL", которые исследователи связывают с именем именно Скила (Карышковский 1987, с. 66-68; Анохин 1989, с. 77). Находки этих редчайших монет предопределили особый интерес к Никонию многих коллекционеров.
"Дикие археологи" в 1994 г. нашли на Роксоланском городище вероятную могилу Скила.
|
|