Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Минерва

  
Автор: Золин П.М.

Минерва (Афина-Паллада, София) - богиня разума, мудрость главного индоевропейского бога, образ которой использован и христианством. М. стала своеобразной дочерью Зевса (Юпитера) и его первой супруги Метиды ("Размышление"), именем напоминающей Меотиду (Азовское море). По корню "мет" (мысль) Метида сродни Прометею (см.).
Метида (главная жена Зевса до Геры) в сердцах предсказала, что у нее сперва родится дочь, а затем сын, кто и станет властелином Вселенной. Обиженный Зевс, напуганный предсказанием, обратился за советом к Гее (Земле) или своей матери Рее (Реке) - получил и выполнил совет проглотить Метиду. Спустя месяцы Юпитер почувствовал сильную головную боль; ему казалось, что череп его готов разлететься на куски. Он попросил Гефеста-Вулкана раздвоить голову топором и посмотреть, что там происходит. Вулкан исполнил просьбу, тогда из головы Юпитера вышла сверкающая доспехами и уже в полном расцвете сил Афина-Паллада, "могучая дочь могучего отца", как ее называл Гомер. Культ этой Афины был очень развит в античном Приазовье и во всем Северном Причерноморье. Вероятно имеет хотя бы неолитические корни.
Так как М. родилась не прямо от матери, а из головы Юпитера, то ей чужды все женские слабости; она отличается серьезным, почти мужским характером; никогда не испытывает волнения любви и страсти; она - вечная девственница, любимица Юпитера, его единомышленница, хотя иногда, как, например, в Троянской войне, она поступает против воли отца. Здраво и ясно смотрит на человечество и охотно принимает участие во всех жизненных проявлениях людей. Всегда на стороне правого дела, помогает храбрым героям одерживать победы над врагами. В ней олицетворяется человеческая культура; она изобрела много полезных предметов, например, парус, плуг и грабли (хотя здесь указывались и иные творцы); научила людей запрягать волов. Полагают, что она первая смирила лошадь и превратила ее в домашнее животное, что, по данным археологии, впервые происходило на землях Скифии несколько тысяч лет назад. Она научила Ясона и его спутников построить корабль "Арго" и покровительствовала им все время, пока продолжался их знаменитый поход. Аргонавты на обратном пути заглядывали и на горы Рипы, откуда родом были участники похода Зет и Колоид - крылатые дети Борея.
Афина-Паллада - богиня войны, но она признает только благоразумную войну, ведомую по всем правилам военного искусства и имеющую определенную цель; этим она отличается от скифского бога войны Ареса (Марса), которому приятны вид крови, ужасы и смятение войны. Минерва является повсюду столпом государственности, строгою исполнительницею законов, покровительницею и защитницею гражданских прав, городов и гаваней; она обладает зорким глазом; древние поэты называли ее "голубоглазой, светлоокой и дальнозоркой". Ею был учрежден ареопаг (и прочие пагусы - местные центры власти), ее почитали как покровительницу музыканты, художники и все ремесленники.
Когда Кекроп (многоликий Гог) основал город, названный потом Афинами, он не мог решить, кого выбрать покровителем города - Афину или Нептуна. Эта нерешительность, вызвала спор между божествами. Фидий изобразил на обоих фронтонах Парфенона этот спор; куски этих фронтонов хранятся теперь в Британском музее.
Чтобы примирить обоих противников, Кекроп решил выбрать того из них, кто изобретет самый полезный предмет. Нептун ударил своим трезубцем, и появился источник морской воды; затем он сотворил" коня, как бы желая дать понять, что народ, покровителем которого он будет избран, станет воинственным племенем и будет заниматься мореплаванием. Но Афина превратила дикого коня в домашнее животное, а от удара ее копья по земле появилось оливковое дерево, покрытое плодами, указывая этим, что ее народ будет сильным и могучим благодаря земледелию и промышленности. Кекроп обратился к народу, прося его самого решить, которого из богов надо избрать своим покровителем.
Народ прибегнул к всеобщему голосованию, причем все мужчины подавали голос за Нептуна, а женщины - за Минерву; одной женщиной оказалось больше, Минерва одержала победу, и город был ей посвящен. Но, опасаясь гнева Нептуна, пригрозившего поглотить своими волнами Афины, жители воздвигли и ему храм - так по велению богов афиняне стали землепашцами, мореплавателями и промышленниками.
Минерва все же осталась главным божеством для афинян (среди них было немало переселенцев из Скифии, включая Токсариса и Анахарсиса), и Акрополь считался ее священной горой. Культ ее трансформировался только под влиянием христианства.
Сохранилось много монет с изображением головы Минервы; на одной из них изображена сова - птица, посвященная богине М. почти всегда изображается со шлемом на голове, весьма разнообразным по формам. Обыкновенное оружие М. - копье, но иногда она держит в руке - громовые стрелы Юпитера, также часто держит на руке статую Нике - богини победы.
Зевс у скифов именовался Папей, Гея - Апи, Нептун (Посей-Дон) - Фаргима-сад (Таргима-сад; порождение Таргитая). Арес для скифов и был Арес, вероятно, Минерва (Афина) и являлась именно Афина (Атина, Овина). Все черты северного почитания М. требуют специального изучения.
Литература:
1. Мифы в искусстве старом и новом. СПб., 1993;
2. Энциклопедии по мифологии; П.М. Золин. Русь до Руси. Вып. 1 - 7.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я