Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Сфер Боспорит

  
Автор: Золин П.М.

Сфер (Звер, Звар) Боспорит (Приазовский; ок. 280 - 210 гг. до н.э.) - выдающийся скифский философ и гос. деятель, советник античных царей Спарты и Египта. Ярким учеником знаменитого "бочкой" Диогена был Кратет (сын Асконда из Фив), а одним из видных учеников Кратета оказался Бион Борисфенит (с берегов Днепра). Как и Анахарсис, Бион входил в число видных философов античности. А его учеба у киника Кратета в 317-307 гг. до н.э. включена во всемирную хронологию развития философии.
Около 264 года до нашей эры у Клеанфа (Клеанда), возглавившего стоиков после Зенона, учился и Сфер ("Звер") Боспорский (из Приазовья, где ранее жили родичи Демосфена). Товарищем С. был Хрисипп (280-207 гг. до н.э.), кто не чурался ездить на "философские заработки" в Пантикапей (Керчь) и "в Скифскую пустыню", где можно было бы жить за счет царей, друзей и "от занятий софиста". Хрисиппа вместе с Клеанфом относят к родоначальникам стоицизма, к которым можно отнести и приазовского мудреца.
Сфера Боспорита первоначально пригласил к себе советником Птолемей III Эвергет (246-221 гг. до н.э.), которому служило немало северян. Сфер приехал в Александрию, затем Птолемей послал его в Спарту к царю Клеомену (226-221), советником по реформам. Отмечалось, что Боспорит достиг "значительных успехов в науках" (подобные способности скифов указывались и в начале средних веков). Его идеи о государстве частью, верно, были близки идеям Платона. Покровителем Сфера затем являлся и Птолемей IV Филопатор (221-203 гг. до н.э.), сын Птолемея III и Береники I ("Вероники").
Во времена окончательной редакции знаменитой индийской "Арт-хаш-астры" приазовский философ-экономист С. был советником по госреформам в Спарте, а затем вновь вернулся на службу к египетским царям. Допускают, что его идеи отражает сохранившаяся египетская "Инструкция эконому". Она составлена от имени главы финансовой администрации в Египте - диокета - и адресована начальникам администрации в номах (округах) - эко-номам. В частности, инструкция требовала от каждого эконома: "Следи за тем, чтобы товары продавались не дороже предписанной цены. Обследуй специально и те товары, на которых нет твердых цен и на которые предоставлено право продавцам назначать цены по своему усмотрению, и назначь соразмерную прибыль и заставь продавать…".
Роль общегосударствненных экономических порядков в индоевропейских странах в ту пору была достаточно высока. Часть причерноморской Скифии от Дуная до Днепра в первые века нашей эры вошла в римскую провинцию Мезия (Межа), поэтому частью скифов (будущих словено-русов) были хорошо усвоены римские (как ранее греческие) торговые и финансовые нормы. Эти порядки активно применялись в Боспорском царстве Приазовья, где боготворились римские императоры. А затем здесь находила опору и Византия, считавшая русские княжения подчиненными себе "северными архонствами".
Скифия и Фракия (будущая Болгария) признавались родственными с античных времен. Скифы, по сути, стали основным населением Фракии со времен Константина Великого, сделавшего Константинополь (Царьград русских летописей) столицей Византии. Имперские законы уже 14 - 15 веков назад указывали: "По всему фракийскому владению (частью его была провинция Скифия Малая) навсегда уничтожается подушная подать и должен уплачиваться только поземельный налог. Если кто примет и удержит чужого колона (земледельца-крепостного), он должен заплатить два фунта золота тому, чьи поля беглец лишил работника, и должен вернуть колона вместе со всем его скарбом и семейством".
До нашего времени труды Сфера "Приазовского", вероятно, не дошли. Но они были известны к началу средневековья. Эти книги и сборники бесед назывались "О мире", "Об основах", "Об атомах и образах", "О случае", "О наименьшем", "О законе", "Об определениях", "О противоречиях", "Об двухсмысленностях", "О надлежащем", "О славе", "О богатстве", "Пособие по диалектике" (в 2 книгах). Труды уже по названиям позволяют относить философа к диалектикам, атомистам, державникам.
Прославился Сфер своими работами "О семени", "Об органах чувств", "О страстях", "О царской власти", "О спартанском государственном устройстве"... Это устройство привлекало Скифию со времен скифского философа Ана-харсиса, дяди Антира. Сфер оставил "Письма". Являлся и историком науки, сочинив книги "О Гераклите", "О Ликурге и Сократе", "Об эретрийских философах". Позиции Сфера можно знать и подробнее, если изучить общие позиции стоицизма III в. до н.э.
Стоики разделяли философию на логику, физику (мироздание) и этику. Выделяли первоогонь - дух, логос. Но были и материалистами, диалектиками. К сожалению, считали самоубийства приобщением человека к идеальной разумности мирового целого. Весь космос - всемирным государством, всех людей - космополитами.
Такой позицией стоики способствовали развитию идей масонства. Книга "Диоген Лаэртский. О жизни...". (М.: Мысль, 1986) сообщает ряд важных подробностей о Сфере и других скифских философах, начиная с Анахарсиса.
Литература:
1. ВДИ. 1947 - 1949; указатель 1950 г.;
2. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. История и идеология русского народа. ТТ.1 - 2. СПб., 1997

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я