|
Фома Славянин (ок. 760 - 823) - выдающийся славянский полководец, провозглашенный имп. Византии в 820 - 823 гг. Происходил из славянских общин Азии, тесно связанных с Русью (Великой Скифью; см.: Небул).
Был сподвижником имп. Ирины, но попал в немилость. Вероятно, поддерживал политику болгарского царя Крума. Тот в 811 г. разгромил имп. Никифора (сделал из его черепа чашу для пиров; подобную по скифской традиции князь печенегов Куря в 972 г. велел сделать из черепа убитого Святослава). Крум "пировал вместе со славянскими архонтами (князьями), воздавая им должное за их вклад в победу; послом Крума в Константинополь был славянин Драгомир". Видными сподвижниками Крума были Славна, Коловр и другие славяне. Этим Крум лишь продолжал политику Ругилы и Аттилы, которым служил Эслав и другие северные дипломаты. Скифские дипломаты отличались еще в переговорах с Александром Македонским. Успехи северной дипломатии известны и раньше, хотя бы в переговорах со Спартой.
Флот русов в 813 г. напал на остров Эгина, Крум усилил натиск на Византию по суше. Имп. Михаил I Рангеве "сильнорукий" летом отказался от престола (правил всего два года).
11 июля 813 г. императором стал Лев Армянин (из Крыма), иконоборец, за спиной которого проглядывали интересы Хазарии. Ф.С. тогда был турмархом (полководцем) одной из азиатских областей Византии, постепенно объединил против Льва всех недовольных иконоборчеством - славянские общины в Азии, армян, грузин и т.д. Движение частично поддержали и арабы.
Уже в 820 г. огромные войска Ф.С. окружали Константинополь. 24 декабря заговорщики убили Льва, императорами стали Михаил П и Феофил, отец Михаила Ш (от которого популярные русские летописи начинают прозвание "Русской земли" и всю отечественную историю с датами, нередко ошибочными). В ответ восставшие короновали Ф.С. Его поддерживали почти все окрестные славянские княжения и царства. Флот Ф.С. контролировал побережье Фракии и Македонии. В это время ко двору императора франков Людовика Благочестивого (он в 839 г. примет и послов "хакана Рос") явились послы все ближних княжений славян - ободритов, сорбов, вильцев, богемов, мораван и других. Возможно, они хотели привлечь франков к поддержке Ф.С. (или, напротив, выступить против него, хотя его и поддерживал князь балканских славян Людевит).
Более года войска Ф.С. осаждали столицу Византии, но в силу разных причин (несогласованности, предательства и т.п.) взять так и не смогли. Хотя на Балканах Ф.С. поддерживал князь Людевит, у юга Каспия в округе города Рей (опорного пункта русов) - дружины Бабека. Весной 823 г. новый царь болгар Омортаг (Амар-дак ?) ударил в тыл восставшим. Ф.С. лишили ног и рук, повесили на вилы. Казнили и его приемных сыновей. Но движение под лозунгом - "Не трудящийся да не ест !" - продолжалось.
Славяне поднимали восстание в Византии в 837 и 841 гг. Лишь в 837 г. было приглушено движение Бабека. А в Тбилиси в 852 г. вырезали 50 тыс. восставших. Противостояние знати и черни, разных религий и сект все больше давало о себе знать. Движение Ф.С. - часть российской истории, так как азиатские общины славян чаще формировались из славян Руси.
Поражение этих и подобных движений и вызвало необходимость концентрации новых сил в священной округе Рип, откуда миру являлись невры и аланы, аорсы и гунны-нервии. Там явно находился один из священных регионов исходного индоевропейства.
Род новгородского князя Бравлина был посвящен в таинства восточного христианства (православия), близкого императорам Византии. Окружение Рюрика, это подтверждают и археологические находки, тяготело к западному христианству, насаждаемому франками. Подавляющее большинство населения Руси (России) этих таинств не знало и поддерживало традиции язычества, частью дожившие и до настоящего времени.
Имя и деяния Ф.С. - величайшая ценность отечественной истории, направленная против канонизации начал истории.
Литература:
1. Золин. Русь до Руси. Н., 1991. С.41 - 42;
2. Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры. М.-Л., 1961. С.212 - 228.
|
|