|
Солон (Solwn) - знаменитый афинский реформатор и законодатель, один из "семи мудрецов", элегический поэт.
По отцу принадлежал к знатному эвпатридскому роду Кодридов, а по матери был родственником Пизистрата. Год рождения С. точно неизвестен. Вообще, большая часть дошедших до нас биографических данных о С. отличается сомнительной достоверностью; в них много легендарных украшений. Отец С. не обладал большими средствами и не пользовался влиянием, так что С. принадлежал к людям среднего круга. Уже в молодости он стал заниматься торговлей, к чему его побудили расстроившиеся денежные дела его дома. По торговым делам он много путешествовал. Во время путешествий С., по преданию, приходил в соприкосновениe со знаменитейшими мудрецами того времени (Периандром Коринфским, Фалесом Милетским, Анахарсисом).
По широко распространенному в древности воззрению, опиравшемуся на существование среди Солоновых элегий элегии о Саламине, С. приобрел известность завоеванием у мегарян острова Саламина.
Подобно другим "мудрецам" того времени, С. интересовался преимущественно вопросами практической морали. Он был врагом несправедливости и всяких крайностей: ему приписывалось изречение: mhden agan = "все в меру". Благодаря своим элегиям, С. приобрел популярность, как сторонник необходимых реформ, выказывавший сочувствие угнетенному демосу. Внутреннее состояние Афин было в то время (в конце VII и в начале VI в. до Р. Хр.) очень печально; массы находилась в невозможных экономических и политических условиях. Болышая часть земли принадлежала немногим эвпатридским родам, так как к ним переходило много крестьянских участков, вследствие задолженности массы крестьян. Mногиe попадали в положение гектемориев, т.е. наемных рабочих, обрабатывавших земли знатных за шестую часть урожая, т.е. долю, слишком незначительную. Многие за долги попали в личную кабалу, некоторое были проданы за границу. Наконец, в руках эвпатридов находились всецело и управление, и суд (четвертая глава Аристотелевской "Афинской политии" подложна: рисуемый ею политический строй не мог существовать до С.).
С. был по общему соглашению выбран примирителем и архонтом, с полномочием произвести необходимые преобразования (594 - 593 г.). С. начал свою деятельность с облегчения экономического положения массы, с "сейсахфии (сисахтии)". Сейсахфия была мерой радикальной: она состояла в отмене всех долгов, которые обеспечивались землей или личностью должника (некоторые думают, что были уничтожены все вообще долги, но это сомнительно). Те, кто за долги попал в личную зависимость, были освобождены. С. принял меры и к тому, чтобы возвратить на родину по возможности всех, кто за долги был продан за пределы Аттики: их выкупали, но на какие средства - неизвестно. Затем С. запретил заключать долговые сделки, в которых долг обеспечивался бы личностью должника. Сейсахфия расчистила почву для дальнейших реформ. После нее С. преобразовал государственное устройство, так как прежний строй уже не соответствовал новым условиям.
Сейсахфия была единственной радикальной мерой С.; во всей остальной реформаторской деятельности он выказывает склонность к "золотой середине", к умеренности, к возможному примирению новых требований с сохранением старого.
Законодательная деятельность С. не ограничилась сейсахфией и реформой госуд. устройства: он реформировал все афинское право, за исключением уголовного, которое С. оставил в том виде, как его установил Дракон.
Законы С. были написаны на деревянных таблицах (кирбах; гербах), заключенных в рамы, поворачивавшиеся на оси. Так как подлинный текст этих законов не сохранился, трудно указать, какие из них действительно были изданы Солоном и какие лишь впоследствии приписаны ему. Реформированное С. право оказалось живучее установленного им политического строя и оказало влияние на некоторые позднейшие законодательства (напр., на римские законы XII таблиц). С. назначил изданным им законам столетний (по другим известиям - десятилетний) срок и уехал из Афин. Он имел ввиду свои торговые дела и желал избежать последствий неудовольствия, которое он возбудил во многих своими реформами: в отрывке одной из элегий он сам говорит, что многие были недовольны им, так как он не произвел передела всей земли, на который они надеялись; другие (знатные) думали, что и так он зашел слишком далеко. Полагали, что С. посетил тогда Кипр, Египет и Лидию (известный легендарный рассказ о его пребывании при дворе Креза). Возобновившаяся в Афинах борьба партий в конце концов привела к установлению тирании Писистрата, которой С. пытался противодействовать. Когда тирания утвердилась, С. все-таки остался в Афинах, где, по-видимому, вскоре и умер.
Литература о С. до 1885 г. приведена у Бузольта ("Griechische Geschichte", т. 1, стр. 436.
Важнейшим источиком является Аристотелева "Афинская полития", главы V - XII, где приведены фрагменты С. элегий (известные ранее фрагменты у Bergk, "Fragm. lyr. Graec. ", II). См. Bruno Keil, "Die Solonische Verfassung in Aristoteles Verfassungsgeschichte Athens" (Б., 1892); Ed. Meyer, "Gecshichte des Alterthums" (Штуттг., 1893, II т.); В. Бузескул, "Афинская полития Аристотеля и т. д." (Харьков, 1895); Штерн, "Солон и деление аттическ. граждан на классы" (сборн. в честь проф. Ф. Е. Корша, М., 1896); М. Хвостов, "Сисахтия С. и разложение эвпатридского землевладения" (Филологич. Обозр.", 1897.
|
|