|
Турунт - вероятно, античное название водной системы Великая - Псковское и Чудское озера - Нарва (аналогично Хесину). Турунтом в античности называлась северная река, текущая вместе с Хесином почти от гор Рип (см.: возвышенностей, водораздельных для Балтики и южных морей). Эти реки впервые назвал более 18 веков назад Птолемей. Затем Маркиан из Гераклеи Понтийской (Южное Причерноморье) около 400 г. н.э. (16 веков назад) на основе античной традиции определил размеры Сарматии (Скифии) по площади примерно 1,5 тыс. на 1,5 тыс. км (по 7,7 тыс. стадий).
Значительных народов в стране (в основном - на землях нынешней Европейской России) отметил 56, значительных городов - 53 (включая Метрополь: округу Киева ?), значительных гор - 9... Арабы позже на этой территории указывали "страну славян". Маркиан север Сарматии представлял так: "За устьями реки Вистулы (Вислы) следуют устья реки Хрона (Немана); а за рекой Хроном далее находятся устья реки Рудона (Западной Двины). Эти реки изливаются в Вендский залив, который начинается от реки Вистулы, простираясь на огромнейшее пространство (в сторону Ботнического и Финского заливов).
За рекой Рудоном находится устье реки Турунта (Нарвы или Луги; в истоке - вероятнее всего, Великая); а за рекой Турунтом следует река Хесин и ее устье (вероятнее всего по устью - Нева). За рекой Хесин находится неизвестный Гиперборейский океан (Северный с морями или водоемы, начиная с озер Ладога, Онего и т.п.), принадлежащий к Гиперборейской неизвестной земле. По реке Хесину живут агафирсы, народ Европейской Сарматии.
Реки Хесин и Турунт текут (с гор Рип, что) лежат внутри материка между Меотийским (Азовским) озером и Сарматским океаном (Балтикой). Река же Рудон течет из Аланской горы (тоже округа Валдая); у этой горы и вообще в этой области живет на широком пространстве народ алан-сармат (праславян и соседей), в земле которых находятся истоки реки Борисфена (Днепра), впадающего в Понт. Землю за Борисфеном, за аланами населяют так называемые европейские хуны (гунны, которых тогда считали близкими нервиями-праславянам)". (ВДИ. 1948. № 3. С.279; это один из аргументов против привязки античных гор Рип к Уральским, вместе со Скандинавскими и Кольскими - Гиперборейским).
По Геродоту, почти из округи Хесина (гиперборейского пограничья) пришли на Делос несколько тысяч лет назад северянки во главе с Лаодикой, несшие священные дары в снопах пшеницы. Лаодика созвучна Ладоге, а ее подруга Гипероха - по сути имени, Великая, Превосходная - тоже явно из близкой гипербореям страны, округи Хесина и Турунта. Россиян в средние века часто и называли скифами и гипербореями (Агеева Р.А. Страны и народы…).
Скифы от Меотиды в первые века нашей эры неоднократно захватывали центры Южного Причерноморья, многие надолго и навсегда оставались здесь, поэтому информаторов у Маркиана и подобных авторов хватало. Он мог и сам побывать на землях Сарматии, например, во времена Феодосия Великого. Агафирсы, как родичи скифов-сколотов, тысячи лет контролировали земли от Черного моря до Балтики (в основном по Южному и Западному Бугу). Многие общины агафирсов были переселены на земли Римской империи императором Трояном около 19 веков назад. Агафирсы времен Маркиана в иных источникам, допускают специалисты, указываются как "акациры" (носители культуры перегородчатых эмалей 2 - 5 веков, где в узорах проглядывают элементы глаголицы).
Турунт долгое время внимания в науке не вызывал. На Турунте ныне стоят "всего лишь" Псков да Нарва-Ивангород, не говоря о малых городах. Хотя, вероятнее всего, это водная система играла немалую роль в нашей античной истории. Есть шанс быть Турунтом у реки Луги, в округе которой со средних веков известен Турский погост, от чего сохранилась деревня Турская горка. Торить - прокладывать дорогу. Турить - бить, изгонять.
Смысл Турунта выявляется при знакомстве с древними богами типа Тархунта (Таргитая - прародителя скифов), о которых немало рассказал в своих книгах по язычеству Б.А. Рыбаков. Видится родство этих богов со славяно-балтийским Перуном (Перкунасом), вере в которого не менее 5 - 6 тысяч лет.
Тур относился к числу важнейших русских богов. Одним из первых на это обратил внимание А.Н. Афанасьев. Его идею развил выдающийся русский фольклорист А.С. Фаминцын (1841-1896) в книге "Божества древних славян". Он показал, что Тур, имя которого в первоначальном смысле означало быка, - это символ солнца и связанного с действием света плодородия. Он близок Яриле. Кульn Тура, образно говоря, дает название всей "куль-туре". Археологи доказывают существование этого "рогатого культа" со времен палеолита - десятки тысяч лет назад. О почитании Тура балтийскими славянами А.С. Фаминцын заключал по найденным у них маленьким фигуркам быков, служившим, вероятно, в качестве идолов. Бычья голова, изображенная на груди истукана бога Радегаста (Рода), признавалась у бодричей (ободритов-славян) народным гербом и имела важное религиозное значение. В пользу того же предположения говорят и многочисленные на Балтийском побережье названия "Турьих" (т.е. образованных от корня "тур") мест, в том числе и такое, как "Турья земля". Подобных названий множество.
В результате тщательных топонимических исследований А.С. Фаминицын указал, что на территории России существовали многочисленные города и селения, реки, озера с именами, образованными от корня "тур", причем их география простиралась на огромных пространствах от Тобольской (города и селения Тура, Туринск, Нижне- и Верхне-Туринск, приток Тобола - Тура) и Енисейской губерний (город Туруханск, приток Енисея - Турухан) до Минской, Киевской и Варшавской. Небезинтересно добавить, что город Вильно (совр. Вильнюс) стоит на Туровой горе, а знаменитых обитателей Беловежского заповедника - зубров в старину называли не иначе, как турами.
Обозревая территорию России XIX в., А.С. Фаминцын делает вывод, что названия, производные от "Тур" увековечились в бесчисленном множестве географических названий, свидетельствующих о чрезвычайной популярности в ней этого божества. Кроме того, множество топонимов с данным корнем находилось в Чехии, Моравии и Германии (например, широко известная область Тюрингия). Имя Тура звучит и в некоторых названиях немногочисленных местностей в Австрии, Швейцарии, Италии (Турин) и даже Франции (город Тур).
Выделяя индоевропейский "вектор" распространения культа Тура, можно упоминуть и об азиатском направлении. Туранская равнина в Средней Азии и. Турция. Страна, на земле которой покоятся руины арийской Трои и храмов Хеттии, названа по имени прибалтийского бога. Болгары Тура называли Торку, у румын он фигурировал в святочных маскарадах под именем Турка, у этрусков - Турмса (Тур-мужа), у хеттов - Тарху, армян - Тарку, кельтов - Тараниса, а у скандинавов - Тора. (Этруски знали также и женское воплощение Тура - Турану.) Это вероятные следы ностратической близости народов. Окончание "-унт; - онт" аналогично современному "-ович; - ич", нередко означало принадлежность (Ор-онт, Тарх-унт и т.п.).
Литература:
1. ВДИ. 1947 - 1949; указ. 1950;
2. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. История и идеология русского народа. ТТ.1 - 2. СПб., 1997.
|
|