Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Китоврас

  
Автор: Золин П.М.

Китоврас (Кентавр) - эпическое и образное обозначение древнейших скотоводов. Иногда отправной точкой исследования берут свидетельство "отца истории" Геродота около 25 веков назад о том, что вдоль побережья Черного моря от Дуная до Херсонеса (развалины на окраине современного Севастополя) обитало племя тавров. Тавры считаются древнейшим населением южной части Крымского полуострова (Таврики). По-гречески "тавр" значит "бык", это эквивалент русского тура, поэтому племя тавров по-русски следовало бы называть таурами. Очевидно, что такое самоназвание народа происходило от имени бога Тура, которому этот народ поклонялся. Тав-ры, или туры - активные участники средиземноморской истории. Египетские фараоны , возможно, упоминают их в числе "народов моря", нападавших на Египет в XIII-XII вв. до н.э., как турсов (тирсенов, этрусков).
Для русских кентавр - традиционный символический образ, его резные рельефы можно увидеть, к примеру, на стенах Дмитровского собора во Владимире или Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Есть кентавр и на Васильевских вратах из Софийского собора в Великом Новгороде. Эти огромные медные двери были сделаны в 1331 г. по заказу новгородского архиепископа Василия, однако после кровавого погрома, учиненного опричниками Ивана Грозного, были в качестве трофея увезены в Александровскую слободу, где и поныне украшают Троицкий собор теперешнего города Александрова.
Присутствие изображений древнейшего языческого символа на христианских храмах свидетельствует о глубокой неискоренимости этого символа в представлениях русских людей. Металлические зеркала с изображением кентавра были обнаружены даже в Печорском крае и на острове Фаддея, что расположен на севере от побережья Таймырского полуострова. Эти предметы-украшения попали к северным народам от русского населения, на протяжении нескольких веков осваивавшего эти земли.
Кентавр на средневековой Руси известен под именем Китовраса, представляющего собой.вариант произнесения этого слова. Китоврас - персонаж древнерусских книжных легенд. Он упоминается в XIV в. в рукописных текстах как чудовище-кентавр, иногда с крыльями. В одном из средневековых русских текстов сказано, что он ударил Соломона не рукой или ногой с копытом, а крылом и забросил царя на край земли обетованной. В большинстве случаев Китоврас помогает царю Соломону строить храм, состязается с ним в мудрости. В некоторых списках легенд Китоврас наделен чертами оборотня: днем он правит людьми, а ночью оборачивается зверем и становится царем зверей (как Волхов - сын скифского князя Словена). Внешность его описывается довольно скупо: "станъ человечь, а ноги коровьи", рост, судя по всему, преогромный, ибо он "жену в ухе носил". Такого рода описания, правда, скорее напоминают не человека-кентавра, а человека-быка.
Древние списки фараонов делились на династии, которых жрец Манефон, написавший около 300 г. до н.э. по-гречески свое сочинение об истории Египта, насчитывал до 30. К Раннему царству относят I и II династии по списку Манефона, а также по другим источникам. По древнему преданию, первым царем Египта был Мен (Менес). От него ведет счет династий и Манефон. По-видимому, именно этот царь объединил Верхний (Южный) и Нижний (Северный) Египет в одно государство. Ученые называют приблизительную дату данного события - около 3118 г. до н.э. Если это так, то достижение скифами господства в Европе и Азии в 3553 г. до н.э., на что указывали античные римские авторы - одно из свидетельством большей древности государств скифов по сравнению с египтянами.
Имя Мен вполне закономерно возвращает к теме ариев. Согласно Ведам, первого человека на земле, ставшего царем людей, звали Ману. Отличие гласных в корне слова не должно смущать, поскольку древнеегипетское письмо не передавало гласных. Царь Мен - допускают, - был арием, и это обстоятельство помогает прояснить многие загадки Древнего Египта. Приход ариев на земли Египта совпадает по времени с периодом похолодания в Северном полушарии. Миграция носила вынужденный характер. Конечно же, при этом не все арийские племена покинули свою северную прародину, часть их по-прежнему продолжала жить на территории современной Европы, но другая двинулась на юг по маршруту Балканы (или Кавказ, округа Каспия) - Малая Азия - Сирия - Египет.
Все исследователи единодушно отмечают необычайный подъем хояйственной деятельности на территории Египта и Шумера в IV тыс. до н.э. Такой скачок был настолько резким и затронул так много сторон человеческой деятельности, что объяснить это следствием саморазвития местных племен совершенно невозможно.
Уже в первой половине IV тыс. до н.э. здесь была создана бассейновая система орошения, ставшая основой ирригационного хозяйства страны на многие тысячелетия. Именно эта система фигурирует и в античном сказании о большей древности скифов по сравнению с египтянами.
Археологические находки свидетельствуют, что в период Раннего царства египтяне изготавливали и употребляли изделия из меди. Ее месторождения на территории самого Египта отсутствуют, медь, в частности, доставлялась с Синайского полуостров. Однако совершенно ясно, что первичные центры обработки металлов возникали как раз вблизи месторождений: невозможно, к примеру, изобрести способы их ковки, проживая за тридевять земель от рудниковых копей.
Египтяне почитали бога Анти как покровителя караванного пути к Красному морю и всех работающих в рудниках. Греки отождествляли его с Антеем - великаном, проживавшим в Ливии (западный сосед Египта), а историки около 15 веков назад писали о деяниях народа антов - предков современных русских, обитавших в то время в Причерноморье. Одно и то же имя встречается и в Африке, и в Греции, и в Южной Руси не случайно. В мифах других народов запечатлелся след, оставленный пращурами россиян. Именно они передали секрет обработки металлов египтянам. Геродот косвенно подтверждает это своим рассказом о том, что карийцев и ионийцев, высадившихся однажды на побережье Египта, египтянин-наблюдатель назвал "медными людьми".
Одним из объединителей Южного Египта выступал ном с центром в городе Иераконполь. Это греческая форма названия, где "полис" ("поль") переводится как "город". Имя города Иеракон (с поправкой на отсутствие гласных в древнеегипетском письме) "тождественно" палестинскому Иерихону, армянскому Еревану и славянскому Арконе на острове Рюген (вблизи южного побережья Балтийского моря). Все это земли, которые обустраивались ариями. Предание приписывает царю Мене основание "Белых стен" - города, возникшего на левом берегу Нила, крепости и опорного пункта господства южан над Дельтой Нила. Его более позднее название - Мемфис, он был столицей объединенного Египта. "Белые стены" по-другому следует переводить как Белгород или Белград на древний лад. Очевидно, что такие названия принадлежат индоевропейским пращурам, включая русских и и всех славян.
В составе имен царей Раннего царства неизменно упоминается бог Хор (Гор), представлявшийся в виде сокола. Всемирная история знает только один подобный пример, когда бы имя верховного правителя государства соотносилось с соколом. Это - русский князь Рюрик, имя которого сопоставляют с общеславянским соколопопобным богом огня и света Рарогом.
Различия между северными пришельцами и представителями местных народностей размывались с каждым поколением все больше и больше. Этому способствовало, во-первых, то, что основную массу ариев-переселенцев составляли мужчины, Египет был наиболее отдаленной областью их миграции и сюда, в первую очередь, могли добраться наиболее подвижные отряды воинов-всадников. Они, вероятно, и остались в памяти многих народов как кентавры-китоврасы. И отчасти были в истоке образа Георгия Победоносца.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я