|
Сесострис - царь Египта, который после Нина (см.) около 40 веков назад, по античным данным, успешно воевал с Великой Скифией. В науке чаще связывают с именем Сесостриса Ш (правил в 1878 - 1841 гг.). Подробно рассказывал о нем Геродот (П. 102 - 111). С., со слов жрецов, первым отправился на военных кораблях из Аравийского залива и покорил народы на Красном море. Далее его остановило мелководье. Возвратился в Египет и с большим войском двинулся по суше на север, покоряя все народы на пути. Храбрым народам, мужественно сражавшимся за свободу, царь ставил на их землях памятные столпы с надписями, говорившими о покорении силой. Трусливым - прибавлял к надписям изображение женских половых органов, желая показать этим, что они трусы.
С. "прошел по материку, пока не переправился из Азии в Европу и не покорил скифов и фракийцев". На память тоже оставил столбы. Затем повернул к югу, и у реки Фасис (Риони) оставил часть своего войска. Геродот допускал, часть воинов, удрученных долгим блужданием, самовольно поселились на Фасисе (сюда затем стремились аргонавты). И колхи оказывались наследниками египтян.
Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Египтяне подтверждали Геродоту, что колхи ведут свое происхождение от воинов Сесострисова войска - темнокожих, с курчавыми волосами. Считалось, что только три народа на земле искони подвергали себя обрезанию: колхи, египтяне и эфиопы. Финикияне же и сирийцы, что в Палестине, сами признают, что заимствовали обычай у египтян. Но финикияне, которые общались с Элладой, уже больше не подражали египтянам и не обрезали своих детей.
Еще одной чертой сходства колхов с египтянами. Только они одни да египтяне изготовляют полотно одинаковым способом. Так же и весь образ жизни, и язык у них похожи. У эллинов, правда, колхидское полотно называется сардонским, а привозимое из Египта - египетским.
Столпы Сесостриса на землях округи Скифии уже ко временам Геродота не сохранились. Но в Сирии Палестинской историк видел несколько столпов с надписями и с женскими половыми органами. Подобные изображения встречались на пути из Эфеса в Фокею, из Сард в Смирну.
На обратном пути с множеством пленников из покоренных стран С. прибыл в Дафны у Пелусия (ближе к низовьям Нила), брат его, которому царь поручил управление Египтом, пригласил Сесостриса с сыновьями на пир. Дом снаружи обложил дровами и поджег. Если верить жрецам, супруга С., сопровождавшая царя в походе, посоветовала взять двоих из шести сыновей и положить в виде настила над костром, самим же перейти по их телам и спастись. Так и сделали - двое сыновей сгорели, но остальная семья спаслась.
С. отомстил брату. А множество приведенных пленников заставил работать. Они перетаскивали огромные камни, которые при С. были приготовлены для строительства святилища Гефеста, и рыть все каналы, сохранившиеся в Египте ко временам Геродота. Затем, вероятно под впечатлением северных порядков, С. разделил землю между всеми жителями и дал каждому по квадратному участку равной величины. От этого царь стал получать доходы, повелев взимать ежегодно поземельную подать.
Много времени спустя, когда персидский царь Дарий пожелал поставить свою статую перед древними статуями эпохи С., жрец Гефеста не позволил этого сделать. Жрец заявил, что Дарий не совершил столь великих подвигов, как Сесострис - тот не только покорил все те народы, что и Дарий, но к тому же еще скифов, которых Дарий не мог одолеть. Поэтому и не подобает персу стоять перед статуями С., которого никто не смог превзойти своими подвигами. Дарий согласился с этим.
После кончины Сесостриса царский престол унаследовал его сын Ферон. В свете современных археологических, лингвистических и общеисторических данных реальных походы царей Египта на Скифию не исключены. Факт требует постоянного учета в античной истории России.
Литература:
1. ВДИ. 1947 - 1949; указатель 1950 г.;
2. Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота;
3. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. История и идеология русского народа. ТТ.1 - 2. СПб., 1997.
|
|