|
Иоанн Дамаскин (ок. 675 - 753) - арабский чиновник и философ из близкой азиатским славянам среды. Он характеризуется в истории русской философии как "последний классик византийской патристики и первый средневековый схоластик" (Замалеев А.Ф., с. 8). Это Д. объявлял философию служанкой веры. Прозвище Иоанна у арабов Мансур - победительный, что допускает его активное участие в привлечении славян к политике арабов. Его отец Сергий был сборщиком податей для халифа, этим занимался (с дружиной ?) и сам Иоанн. Другом философа был Козьма, их двоих воспитывал бывший раб Кузьма, попавший в плен к арабам в одном из сражений. Иоанн выражал развитые традиции православия и защищал почитание икон. Допускают, что он умер около 753 г.
Одним из главных трудов Д. являлся "Источник знаний", очень популярный среди славян. С начала Х в. он переводился почти на все славянские языки (образованные славяне типа Добрента, Небула, Фомы Славянина и других явно читали и на греческом). Иоанн развивал идеи Григория Богослова и Дионисия Великого, каппадокцев Кирилла и Леонтия, тоже близких праславянской и славянской среде. Дамаскин предпочитал Аристотеля из античных мыслителей, частью вольно или невольно продолжал и философские традиции Скифии, что и гарантировало ему особое внимание на родине дальних пращуров.
Время смерти Иоанна примерно стало временем рождения в здешних местах Фомы Славянина (см.), который, - используя средства и интересы арабов - объединил десятки тысяч недовольных из разных народов и попытался в 815 - 823 гг. стать императором Византии. Более года он осаждал Константинополь, под стенами которого восставшие и провозгласили его императором. Несколькими годами позже русы нападают на Амастриду. Начинается ряд фактов, хорошо известных по истории околорюриковской Руси. Однако вероятные связи Д. и славянства достаточно не исследованы, особенно в плоскости влияния его идей на участников движения Фомы Славянина.
Литература:
1. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СпбГУ, 1994.
|
|