|
Словен и Рус - персонажи русского эпоса. Нередко позднесредневековая легенда о С. и Р. приводится под названием "Начало Словенску, что ныне Великий Новград именуется" и т.д.
"Сообщает, что в лето от сотворения мира 2244 (3264 г. до н. э.), во второе лето после потопа, Ной праведный - праотец наш, второй родоначальник (после Бога или Адама), разделил всю вселенную трем сыновьям своим: Симу, Хаму и Афету. Но отказал в благославлении Хаму, который потешался над наготой спящего отца... Благословил Сима и его сына Арфаксада на заселение Ханаана (русских в средние века семиты именовали "ханаанцами". Афету же по благославлению Ноя отошли западные и северные страны даже до полуночи.
Годы спустя правнуки Афета - Скиф (по библии: Аскеназ, сын Гомера, внук Афета) и Зардан - отлучились от братии своей и рода своего в западных странах (отражена обратная волна миграций индоевропейцев). Коснулись полуденных (южных) стран. И поселились у Ексенопонта (Черного моря). Жили там много лет, и от них народились сыновья и внуки. Умножились зело и прозвались по имени прадеда своего Скифа. Ведь от Скифа, правнука Афетова, и прозвалась Скифия Великая."
И возникли между ними распря и междоусобие, много крамолы из-за тесноты селений и недостатка земли. Тогда княжили (Рус, Словен, Болгар, Коман, Истер (Дунай) и их родич Мешех (основатель Москвы)). Из этих племен выродком был каган Сыроядец (андрофаг-людоед у Геродота).
Скифские князья Словен и Рус мудростью и храбростью в здешних родах всех превосходили. Начали премудро размышлять с подданными своими. И рекли сие: "Или только и есть вся вселенная, что под нами ныне? Неужели нет во жребии праотца нашего Афета еще части земли благой и ко вселению человеческому угодной? Слышали от отцов своих, как благословил праотец наш Ной прадеда нашего Афета землей всего западного и северного и полунощного ветров. И ныне ужо, братья и друзья, послушайте совета нашего. Оставим далече от нас вражду и несогласие, что творятся в нас из-за тесноты. Подвигнемся и уйдем от земли сей. Пойдем по вселенной света сущего, во жребий прадедов наших (намек на возможность первоначального заселениях их пращурами и северных земель). Куда нас приведет счастье и благословление праотца нашего Афета, он и подаст нам землю доброплодородную для обитания нам и потомкам нашим".
Люба была речь эта Словена и Руса всем их людям. И все, как один, решили: "Благой совет князей наших, добра их речь и угодны премудрые указания". И в лето от сотворения света 3099 (2409 г. до н. э.) С. и Р. с родами своими отлучились от Ексинопонта и ушли от родов и братьев своих. Обходили страны вселенной, как острокрылые орлы перелетали пустыни многие. Искали себе благоприятные земли для селения. Во многих местах засыпали с мечтой о счастливом крае, но нигде не обрели покой сердцу своему. Четырнадцать лет (не 40, как Моисей) обходили незаселенные страны. Наконец, (в 2395 г. до н.э.) вышли к великому озеру, что братья назвали Мойско, а затем Илмером - во имя сестры их Ирмери. Волхование повелело им быть жителями этих мест. Старший брат Словен с родом своим и подданными поселился у реки, названной Мутной, а затем Волховом. Поставили град и назвали по имени князя - Словенск Великий. Он встал полтора поприща (версты) от истока реки из озера. Затем много позже именовался Новград Великий.
И от того времени новопришельцы, скифы, начали именоваться славянами. И зовутся ныне славянами, хотя прежде были скифы (сколоты).
Некую реку, впадавшую в Илмер, прозвали Шелонь - во имя жены Словена. Реку вытекавшую - Волхов, во имя старшего сына. Младший сын, Волховец, дал имя рукаву Волхова. А три века ранее одна из дальних рек в честь Мосоха была названа Москвой. Мосох затем переименовывал и Скифию в Московию... Рус, брат Словена, поселился в пятидесяти стадиях (точнее - верстах) от Словенска у Соленого Студенца (источника соли). Создал град между двумя реками. Нарек его по своему имени - Руса, что ныне именуется Руса Старая. Одну реку назвал во имя жены - Порусья. Другую во имя дочери - Полисть. И иные городки многие поставили Словен и Рус. И от того времени по именам князей своих и городов стали называться люди словяне и русии...
Во времена древних Египта и Шумера считать время и расстояние уже умели. Так что появление в легенде чисел не должно удивлять, так как числами полна и Библия. Ил-мер - условно "божья мера", межплеменной культовый центр. По эпосу греков, герой Троянской войны Иалмен контролировал земли от низовий Дона и выше. Шелонь напоминает Гелона, брата Скифа (по вариантам античного эпоса) и город Гелон. Языковеды видят развитие с античных времен ононимов типа Волхов и Москва. Культ Перуна археологами фиксируется па глубину в пять тысячелетий. Очень древние корни имеют ононимы Порусья и Полисть.
С учетом археологических, антропологических, лингвистических и других данных появление первых индоевропейцев у Ильменя в III тыс. до н.э., а то и ранее, вполне вероятно. Абсолютных противопоказаний сути эпической версии нет. В составе индоевропейцев были языковые пращуры словено-русов. Как замечает школьный учебник истории, "во всех этих наблюдениях летописец был недалек от истины".
Литература:
1. Полное собрание русских летописей. Т. 27. Никаноровская летопись. М.-Л., 1962. С. 137-141;
2. Сто новгородских сел. Вып. 3. Новгород, 1991. С. 139-145;
3. Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы… СПб., 1996.
|
|