|
Венеды (энеты, виниды и т.п.) - античный прибалтийский народ, от которого ныне обычно ведут историю словено-русов. Античные авторы считали энетов потомками Энея, участника Троянской войны. Финны-угры долго именовали Русь - Venaja (Венейя, Венемаа: Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. М.: Наука, 1990. - С. 122). Ныне для ряда финно-угров Венейя - Россия, венелайнен - русский.
Происхождение значительной части славян от прибалтийских венедов ныне фундаментально подтверждают языковеды, историки и археологи (Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994. С. 322, указатель версий). Есть версии о происхождении от венедов всех европейцев.
Увлеченный изучением германцев римский историк Корнелий Тацит включил описание эстиев, певкинов (части бастарнов), венедов и феннов в восточные пограничные части Свебии (Швабии или Шветии-Швеции): БшЮ"Что касается правого побережья Свебского моря (Восточной Прибалтики; у многих других античных авторов это Венедский залив Сарматского океана), то здесь им омываются земли, на которых живут племена эстиев, обычаи и облик которых такие же, как у свебов, а язык - ближе к британскому. Эстии поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображение вепрей (матерых кабанов)…
Здесь конец Свебии. Отнести ли певкинов, венедов и финнов к германцам или сарматам, право, не знаю, хотя певкины, которых некоторые называют бастарнами, речью, образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев.
Неопрятность у всех, праздность и косность среди знати. Из-за смешанных браков их облик становится все безобразнее, и они приобретают черты сарматов. Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой: все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне.
У феннов - поразительная дикость, жалкое убожество: у них нет ни оборонительного оружия, ни лошадей, ни постоянного крова над головой; их пища - трава, одежда - шкуры, ложе - земля…". (Сто новгородских сел. Вып. 5. С. 192, 194; комментарии).
Так допускалось, что германские группы (восточные бретонцы как эстии) еще проживали в Восточной Прибалтике, где свое имя они затем оставили финно-уграм и их соседям. Птолемей через век после Тацита уже называет правую часть Свебского (Сарматского) моря Венедским заливом. Выходит, народы Сарматии взяли под контроль значительную часть Прибалтики, а венеды в Восточной Прибалтике уже доминировали.
Король Скифии и Германии Яромир (Германарих) около 370 г. покорил элуров (гелуров) царя-короля Алариха. Герулы как отличные легковооруженные воины были наемниками ряда народов в Приазовье. И тут же Германарих двинулся на венедов, о чем сообщал века через полтора после событий гето-алан Иордан: "После поражения герулов Германарих двинул войско против венедов, которые, хотя и были достойны прехрения из-за (слабости их) оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог против них и множество вооруженных (противников) наступает. Эти (венеды)… происходят из одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов и скловен. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно (в первой половине VI века), но тогда все они подчинились власти Германариха…" (СНС. Вып. 5. С. 207).
Подчинение славян Германарихом нередко связывают с распространением культуры длинных курганов на Новгородской земле, после которой и складывалась культура сопок. Иордан описывал расположение народов и после державы Германариха в начале VI века, отметив первыми в Скифии с запада гепидов у Тиссы.
"У левого склона (Альп или Карпат), спускающегося к северу, начиная от места рождения Вистулы (Вислы), на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венедов. Хотя их наименования меняются теперь соответственно различным родам и местностям (это отмечают и русские летописи), все они преимущественно называются скловенами и антами.
Скловены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским (в эпосе Ильмень - Мойско), до Данастра, а на север - до Висклы (еще одно название Вислы); вместо городов у них болота и леса. Анты же - сильнейшие из обоих (частей полиэтноса) - распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину (местность называлась Угл: П.З.); эти реки отделены одна от другой на расстояние многих переходов" (СНС. Вып 5. С. 200 - 202).
Мурсианское озеро и Новиедун обычно указывают у Дуная. Есть менее принятая версии, что здесь пропущено от Новгорода и озера - на юг - до Днестра, а на север (от Днестра) до Вислы. Поэтому Новиедун иногда считается первым упоминанием Новгорода, а Мурсианское озеро - первое упоминание Мойско (Ильменя, рядом с Мурсой-Мстой).
Византийцы сталкивались с пограничными славянами V - VI вв. нашей эры у низовий Дуная, когда вся пограничная система расселения венедов (славян и антов) должна была обеспечивать им выживание в условиях частых нашествий врагов. У низовий Эльбы (Лабы) и Одера (Одра), у Вислы, верховий Днепра и в иных местах образ жизни славян (если судить по археологическим данным) заметно отличался от нижнедунайского. Прокопий Кессарийский, соратник императора Юстиниана П, имел такие сведения о славянах середины VI века: "Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком (а как же король антов Бож около 378 г. или царь славян Добрент в 576 г.?), но издревле живут в демократии (народоправстве; но полисами-демократиями были задолго до нашей эры и города Северного Причерноморья), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен (народов) вся жизнь и законы одинаковы (археологи прослеживают одинаковость жизни пращуров славян на глубину до 5 - 6 тыс. лет назад от Днепра до Эльбы).
Они считают, что один только бог, творец молний (Перун, Тархунт, Таргитай-сын Зевса; у Геродота), является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды (хотя бы для обрядов быков надо было вырастить, а выращивали их в Скифии несколько тысячелетий). Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу. И когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание - если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву и то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы".
Из антов (как части венедов) были в IV в. король Бож и его 70 бояр, выступавшие на стороне гуннов и казненные остроготами. Из славян (как другой части венедов) в VI в. происходили придунайский царь Добрент, князья Ардагаст, Пирогаст и другие. В стране венедов в VII в. создал свое царство Само (623 - 658 гг.). В округе помогал приазовским болгарам Алциока князь венедов Валлук, вероятно, из вильцев-велетов (ратников венедов). Король венедов Драговит (Драгит и т.п.) в 738 г. вступил в союз с королем франков Карлом Мартеллом, а затем признал власть и Карла Великого.
Литература:
1. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. I - II. М., 1994 - 1995.
|
|