Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Вера везиготов

  
Автор: Золин П.М.

Вера везиготов - пример изменения ментальности выходцев из Скифии в начале средневековья.
Уже в VI веке положение римлян и везиготов существенным образом выравнялось. 312-ая статья Кодекса короля Евриха запрещала римлянину передавать в собственность готу спорный земельный участок до завершения судебного процесса. В кодификации Леовигильда в соответствующем законе отсутствует упоминание гота (Zeumer, S. 434). Принадлежность к готам уже не предоставляла преимуществ в жизни. Ассимиляции вестготов способствовали и смешанные браки. Романизации подверглась даже рождавшаяся еще в Скифии арианская церковь; около 580 г. она уже использовала латынь в качестве языка богослужения (Schaeferdiek, S. 160).
Ослабление королевской власти везиготов и вызванное поражениями потрясение устоев государства проявляются и в утрате постоянной столицы. Гезалех и Амаларих предпочитали в качестве резиденций Барселону и Нарбонн, их преемники жили в Севилье, Мериде и Толедо. Плохо обеспечивалась общественная безопасность, убийства стали обыденным порядком вещей. С легкостью выносились смертные приговоры. Рушилась система налогообложения, налоги взимались не на основании налоговых кадастров, а по усмотрению сборщиков, часто пользовавшихся неправильными весами и утаивавших часть доходов. Участились случаи неправильного сбора пошлин. Королевские чиновники, имевшие по римскому образцу право реквизировать транспорт при своих поездках, требовали больше лошадей, чем следовало.
Управляющие частных и королевских владений навязывали окрестным свободным крестьянам свою "защиту" и вымогали за это продукты и услуги. Сословие свободных крестьян в вестготской державе исчезало.
Положение ортодоксальной церкви было довольно благоприятным (Schaeferdiek, S. 89). Стремление Алариха II к образованию отдельной (автокефальной) вестготской церкви не нашло продолжения в политике его преемников. Вестготские короли, возможно, не имели четкой церковной позиции. О свободе, которой пользовалась ортодоксальная церковь, говорит оживленная деятельность соборов. Между 516 и 546 гг. состоялось шесть соборов, причем речь идет о поместных соборах, на которых решались вопросы церковной организации.
Нововведения властей заимствовались из Византии. Теудис (Чудь ?) присоединил к своему имени императорское имя Флавий.
Леовигильд первым из вестготских королей приказал чеканить золотые монеты со своим именем и изображением. Хотя вестготы чеканили монету начиная с V века, но на золотых ставилось имя и изображение тогдашнего императора.
Леовигильд ввел почитание реликвий и мучеников, чего не знала арианская церковь. Он же считал оправданным называть Христа равным (aequalis) Отцу, в то время как до него Сын признавался лишь подобным (similis) Ему. Со времен Евриха ни один вестготский король не чинил серьезных препятствий ортодоксальной церкви. Но арианской церкви были дарованы все мыслимые преимущества. Ариане получили в свое владение множество ортодоксальных церквей в Мериде. Религиозные дискуссии, излюбленное средство арианской пропаганды, должны были публично демонстрировать превосходство этой конфессии. Король Реккаред пытался оказать давление на арианских епископов и побудить их к обращению (Ibid., a. 587).
Он пригласил их на диспут с ортодоксами по вопросам конфессиональных различий, который, естественно, завершился желанной для короля победой ортодоксальной партии. Ариане начали оказывать сопротивление. В Мериде арианский епископ Сунна устроил заговор совместно с несколькими знатными готами, среди которых находился и будущий король Виттерих.
В 589 г. в Толедо состоялся Государственный Собор, на котором должно было произойти объединение конфессий. Собор открылся торжественным обращением вестготов. Обращенные арианские епископы сохраняли свой сан. Эта мера привела к тому, что отдельные диоцезы временно занимали два епископа, ортодоксальный и бывший арианский. Арианские епископы и готская знать подписали ортодоксальное вероисповедание. В дополнение к этому собор вынес несколько постановлений о литургии и вопросах церковного права. В заключение было выпущено несколько законов против приверженцев иудаизма.
Третий Толедский собор подвел черту под политикой объединения, которую Реккаред продолжал вслед за своим отцом. Сам король объявлялся "священнейшим правителем" (sacratissimus princeps), "исполненным божественного духа" (divino flamine plenus); "ему же подобают апостольские заслуги, ибо он исполнил апостольский долг". Византийский император также считался равноапостольным. Повелителя Константинополя называли "православным императором" (orthodoxus imperator), вестготского короля "православным королем" (orthodoxus rex).
Христианизация королевской власти (как и части знати Приазовья: Горды, Гостуна, Кубрата и других), продолжавшаяся и в VII века, началась именно с Третьего Толедского собора. В конечном итоге король становился представителем Христа на земле. Тем самым в церковном отношении король вестготов поднимался на тот же уровень, что и византийский император (H. Loewe, Von Theoderich dem Grossen zu Karl dem Grossen, 1958 (Deutsches Archiv 9, 1952). В силу своего освященного положения король мог выдвигать церкви свои требования. В одном письме папе Григорию Великому Реккаред говорит о том, что он наивысший повелитель своих подданных после Бога.
Литература:
1. Thompson, E. A., The Goths in Spain, Oxford 1969; Wenskus, R., Stammesbildung und Verfassung, 1961.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я