|
Тертэри письмо - вариант европейской протописьменности 8 - 6 тысяч лет назад, развивавшейся в округах Среднего и Нижнего Подунавья (земель исхода славян, например, и по русским летописям).
Переводов культовой таблички 5 тыс. до н.э. становится все больше. И все имеют право на жизнь. Более признаваем перевод на шумерском. По наиболее популярной трактовке, написано следующее: NUN KA. SHA. UGULA. PI. IDIM KARA. 1. (Перевод - "Четырьмя правительницами лика бога Шауэ старейшина разума глубокого сожжен один").
Автор данной энциклопедической статьи допускает вероятность иного перевода. Ро-Би с Ут-Ра до Вече-Ра, Дар (Бог) Об-Ра-дует.
Три копья на подставке - часть особого ритуала жителей нижнего Полунавья, описанного Геродотом в культе Замолксиса (см.) у гетов. Одновременно знак мог означать и застолье у Замолксиса, на которое он приглашал самых приближенных. Чтение сверху-вниз (при вариациях против часовой стрелки справа-налево) нередко встречается в древних письменах (логика умеющим так читать знаки была понятна).
Подобные таблички (напоминающие грузила небольших сетей), но чаще без знаков, обнаружены в ряде мест праславянского Подунавья. Например, в Лепенском Вире (Сербия). Рядом бусы и браслеты, которые носили красавицы Лепена около 7 тысяч лет назад.
Табличка обнаружилась в Трансильвании, в маленьком румынском поселке Тэртерии севернее Дуная. В 1965 году немецкий шумеролог Адам Фалькенштеин предположил, что письменность возникла в Тэртерии под влиянием Шумера. Ему возразил М.С. Худ, доказывая, что тэртерийские таблички вообще не имеют никакого отношения к письменности. По заданию доктора исторических наук Т.С. Пассек вопрос о пребывании шумеров в Трансильвании расследовал молодой археолог В. Титов. К единому мнению о сущности тэртерийской загадки так и не пришли. А. Кифишин, проанализировав накопленный материал, сделал выводы: таблички - осколок широко распространенной системы письменности местного происхождения; текст одной таблички перечисляет шесть древних тотемов, совпадающих со "списком" из шумерского города Джемдет-Насра, а также с печатью из захоронения, относящегося к венгерской культуре Кереш; знаки на табличке следует читать по кругу против часовой стрелки (во второй половине - вероятнее по часовой); содержание надписи (если, действительно, ее прочитать по-шумерски) подтверждается находкой в той же Тэртерии расчлененного трупа мужчины; имя местного бога Шауэ (Замо…) идентично шумерскому богу Усму (Усну…).
Табличка переведена Кифишиным так: "В княжение сороковое для уст бога Шауэ старейшина по ритуалу сожжен. Это десятый" (см.: другие переводы). Умер лугаль, как звали шумеры своих владык.
Километрах в двадцати от Тэртерии находился холм Турдаш. В нем было погребено древнее поселение земледельцев периода неолита. Холм раскапывали еще с конца Х1Х века. Внимание археологов привлекали пиктографические знаки, но их сочли за простые клейма владельцев сосудов. Ручей, изменив свое русло, почти смыл Турдаш. В 1961 году археологи появились уже на холме Тэртерии. Под самым нижним слоем холма была обнаружена яма, заполненная золой. На дне - статуэтки древних богов, браслет из морских раковин и три маленькие глинянные таблички, покрытые пиктографическими знаками. Рядом расчлененные и обгоревшие кости взрослого человека.
Таблички вызвали наибольший интерес. Выяснилось, они сделаны из местной глины. Знаки наносились только с одной стороны. Техника письма оказалась очень проста: рисунчатые знаки процарапывались острым предметом на сырой глине, затем табличку обжигали. Первые земледельческие поселения появились на Балканах еще в VI тысячелетии до н.э., а через тысячу лет земледелием занимались уже на всей территории Юго-Восточной и Центральной Европы. Сначала земледельцы обитали в землянках, обрабатывали землю каменными орудиями. Основной посевной культурой был ячмень. Постепенно внешний вид поселения менялся. К концу V тысячелетия до н.э. появляются первые глинобитные дома. Дома возводились очень просто: ставился каркас из деревянных столбов, к нему прилаживали стены, сплетенные из тонких прутьев, которые потом обмазывали глиной. Обогревались жилища сводчатыми печами. Когда же он ветшал, его сносили, выравнивали место и строили новый. Таким образом, древний поселок постепенно рос ввысь. Шли столетия, и постепенно земледельцы стали осваивать топоры и другие орудия, сделанные из меди.
Древние обитатели Балкан, как ранее свидерцы, оказали заметное влияние на культуру Малой Азии. Особенно хорошо прослеживается с ней связь культуры Турдаш-Винчи по пиктографическим знакам на керамике. Знаки, иногда полностью идентичные винчанским, были найдены в легендарной Трое (в слоях начала III тысячелетия до н.э.). Тогда же они появляются и в других районах Малой Азии. Отдаленные отголоски письменности Винчи содержит в себе пиктографическая письменность древнего Крита. Нельзя не согласиться с и с предложением археолога В. Титова о том, что примитивная письменность в эгейских странах уходит своими корнями на Балканы IV тысячелетия до н.э., а вовсе не возникла под влиянием далекого Двуречья, как раньше полагали некоторые исследователи. Тэртери письмо - одно из неопровержимых свидетельств европейского знакового письма задолго до шумеров.
|
|