|
Страна славян (амал, область) - держава славян в 8 веке (с традицией от античности, времен венедов), признаваемая арабами по площади больше Византии и Болгарии (от византийских границ до Дуная). Единым королем, вероятно, был Драговит. Князьями на окраинах - Славун, Булан (перешел к хазарам), Бравлин (Буревой), Вономир, Акамир и т.д.
Когда Пелагий в составе везиготов мешал арабам прорываться в Испанию, другие славяне (например, наследники гвардейцев Небула) помогали арабским завоеваниям. Сведения о славянах накапливались при различных имперских дворах.
Мухаммад ибн Ибрахим ал-Фазари был ученым при дворе халифа ал-Мансура (754 - 775). Фазари составил астрономические таблицы - "зидж" - на основе привезенного халифу из Индии астрономического труда "Брахмас-пхутасиддханта", составленного в 628 г. Брахмагуптой (Masoudi, 37 - 40; Крачковский. Арабская географическая литература, 66 - 67). В зидже, названном "Синдхинд", Ф. заменил индийское летосчисление арабским, мусульманским, многое изменил в материалах, расширил и добавил историко-географичес-кие сведения (Nallino. Raccolta, 204 - 214; Pingree. The fragments, 117).
Гаркави датировал "Синдхинд" ал-Ф. 772 - 773 гг. (Гаркави. Сказания, 7); Наллино - временем после 786 г. (Nallino. Raccolta, 213); Пингри - около 788 г. (Pingree. The fragments, 177). Перевод цитаты из книги ал-Ф. содержится: на русском языке - в своде Гаркави (Гаркави. Сказания, 9); на французском языке - параллельно арабскому тексту в издании "Мурудж аз-захаб" ал-Масуди (Masoudi, 38 - 39); на английском языке - в статье Пингри (Pingree. The fragments, 116).
Перевод по изданию ал-Масуди (Masoudi, 38 - 39): "(После указания размеров области хазар и алан.) ...Область бурджан (болгар) - 1500x300 фарсахов (450 тыс. фарс2); область славян - 3500 х 700 фарсахов (2250 фарс2) ; область Византии с Константинополем - 5000 х 420 фарсахов (2100 фарс2)".
Арабы использовали созвучное Амалам (см.) слово "амал" в смысле "область, провинция".
Бурджаны - распространенное название придунайских булгар в арабской литературе. Фарсах - арабская передача персидского слова "парасанг" - меры длины. Фарсах составлял 3 арабские мили, т.е. около 6 км (миля - около 2 км). От "фарсаха" иногда ведут русскую "версту", которая уже имела меньшие размеры. Так как площади в кв. км. будут в 36 раз больше приведенных (например, у страны славян - 81 млн. км2 , более половины земной суши), то "фарсы" в источнике тяготеют к размерам средневековых верст.
Стратегический (тыловой) центр державы славян размещался ближе к Балтийскому морю. По мнению академика Седов В.В., "еще в прошлом ХIХ столетии исследователи обратили внимание на близость религиозных воззрений, преданий, некоторых обычаев, а также географической номенклатуры и языковых особенностей новгородцев и балтийских славян Поморья. Было высказано предположение о расселении славян в Приильменье из земель балтийских славян. Некоторые археологические наблюдения - наземное срубное домостроительство, конструкции оборонительных сооружений новгородского детинца и полабских славян - также указывают на какие-то связи Ильменского региона с Польско-Поморским." (Седов В.В., Славяне в раннем средневековье, -М.: Институт Археологии РАН, 1995.).
Еще М.В. Ломоносов отмечал в "Возражениях на диссертацию Миллера": "...варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною... имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано...
В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришел из Немец, а инде пишется, что из Пруссии... Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень (Неман), а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе... И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов" (М.В.Ломоносов, Полное собрание сочинений. Т6, М.,Л. 1952). Подобное утверждал на основе источников и Татищев В.Н.
Точнее место расселения венедов-славян со слов очевидцев определено так: "...Суть иные вендов роды, между Эльба и Одер реками живут и далеко к полудню простираются, как и гурули, гевельды, сущие при Гибале реке и Доксе, левбузы, ивилины, сторреланы с иными. К западной же стороне провинция винулов, которыми ленчане и редари именуются. Город их славный Ретра, там капище великое и главный бог их - Радегаст..." (Гельмолд (сер. XII века), "Славянская Хроника"). Еще в середине 1500-х годов помнили, на каком языке говорила эта самая русь. Вот что писал Герард (Георг) Меркатор в "Космографии": "На острове том живали люди идолопоклонники, раны или рутены имянуемые, люты, жестоки к бою, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли... Язык у них был словенской да вандальской. Грамотного учения не искали, но и заповедь между собой учинили, чтобы грамоте, не токмо воинским делам прилежные охотники были...".
Речь идет об острове Рюген, знаменитом последней цитаделью северного язычества Арконой с великим храмом Свентовита. На том же острове располагался порт Ральсвик, отождествляемый с Венетою. Гельмолд, "Славянская хроника":
"Ране, у других называемые руанами - это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. Поэтому, благодаря особому почитанию этого святилища, они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться. Племена, которые они оружием себе подчиняют, они заставляют платить дань своему святилищу, жреца у них почитают больше, чем короля. Войско они направляют, куда покажет гадание, а, одержав победу, золото и серебро относят в сокровищницу своего бога, остальное же делят между собой".
Адам Бременский, (ок. 1066 г, "Деяния священников Гамбургской церкви") свидетельствовал: "Один из (этих) островов зовется Фембре. Он лежит против области вагров, так что его можно видеть из Альдинбурга (Старогорода)... Другой остров (Руян) расположен напротив вильцев (Волин, лютичи). Им владеют ране, храбрейшее славянское племя племя. Без их решения не положено ничего предпринимать в общественных делах: так их боятся из-за их близких отношений с богами или скорее демонами, которым они поклоняются с большим почтением, чем прочие".
Княгиню Ольгу германские хроники называют "регина ругорум", но ни разу не называют ее "регина русорум". Однако, Ольга - княгиня русичей. Таким образом руги и русы - это одно и то же имя, но разная транскрипция. В "Житие..." Оттона Бамбергского сказано, что "руги еще имеют имя русинов (или рутенов) (С-TH) и страна их называлась "Русиния" (Рутения)".
Оттон Бамбергский помещает своих рутенов как раз на том месте, где поморские славяне, которых он крестил. Иордан ("Романа", 344) называет вождя Одоакра "genere Rogus". В Австрии же, в г. Зальцбурге (Ювава), выявлена плита. На ней латинская надпись: "Лета Господня 477. Одоакр, вождь русинов (рутенов), геппиды, готы, унгары и герулы, свирепствуя против Церкви Божьей, блаженного Максима с его 50 товарищами, спасавшихся в этой пещере... сбросили со скалы, а провинцию Нориков опустошили огнем и мечом". (Н.С. Трухачева Попытка локализации прибалтийской руси на основании сообщений современников в западноевропейских и арабских источниках X-XIII вв/ Древнейшие государства на территории СССР, М., 1984).
Таким образом руги-руяне-ране-рутены с острова Рюген и побережья при устье Вислы в первую очередь претендуют на место "варязи русь". Это единственная русь "за морем", нет племени русь в Скандинавии, и эта русь - тоже именовались вандалами-венедами.
Антропология объединяет западных славян и ильменских славян в одну группу. "...Узколицые суббрахикефалы Новгородской земли обнаруживают ближайшие аналогии среди краниологических материалов балтийских славян. Так, черепа ободритов... также суббрахикефальны (черепной указатель 76,6; у новгородских словен - 77,2) и узколицы (скуловой диаметр 132,2; у новгородских словен - 132.1). Весьма близки они и по другим показателям... Все эти данные свидетельствуют о том, что славяне, осевшие в Ильменском регионе, имеют не днепровское, а западное происхождение. Как и предки кривичей, они вышли, нужно полагать из земель Среднего Повисленья..." (Седов В.В., Славяне в раннем средневековье, -М.: Институт Археологии РАН, 1995.).
Даже в ХI в. держава славян давала о себе знать. "...Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славянии ни своей внешностью, ни языком.... Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург (Ольдернбург, Старград). Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом (Ратибор). За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари - к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами, или лютичами. Есть еще и лругие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой..." (Адам Бременский (ок. 1066 г), "Деяния священников Гамбургской церкви").
"О происхождении населения, создавшего в Новгородско-Псковском крае в третей четверти 1-го тысячелетия н.э. рассматриваемую культуру (длинных псковских курганов), из среднеевропейского региона говорят данные топонимики. Так, картография гидрононимов с лексемой "тереб" - (от глагола теребить - "расчищать землю, готовить ее под пашню") показывает, что бассейны озер Ильмень и Псковское составляют общий ареал с Повисленьем, Чехией и Словакией. Объяснение этому может быть одно - какая-то часть земледельческого населения, очевидно из Повисленья, переселилась в Ильменско-Псковские земли. В гидронимии бассейнов Ильменя и Псковского озера имеются и другие новгородско-псковско-польские схождения. Древняя близость псковских говоров со славянским языковым миром Висленского бассейна проявляется и в лексических материалах." (Седов В.В. Древнерусская народность, -М.: Институт археологии РАН, 1999. стр 125-127, см. также Зализняк А.А., Древненовгородский диалект, -М.: Наука, 1995).
Определенное сходство пролеживается и в рунической венедской письменности у лютичей (надписи на изображениях из Ретры найденные в земле Мекленбурга) и ляхов (Микоржинские камни из Познаньского воеводства). К слову, есть совпадение рун на знаменитом коровьем ребре из Новгорода с рунами на Ретринских изображениях из Мекленбурга (Платов А., Памятники рунического искусства славян// Мифы и магия индоевропейцев, вып 6, -М., Менеджер. 1998, стр. 90-130).
В работе А.В.Гудзь-Маркова производится сравнительный анализ в виде морфологических таблиц прибалтийско-славянских языков по основополагающим глагольным формам, по словарю, связанному с урожаем, хозяйственным инвентарем, жилищем, со скотом, животными и растениями, названиями родственников, частей тела, вооружением, числительными и т.д.
Всего более 300 позиций. Нижне- и верхне-лужицкий языки (последние десятки тысяч их носителей исчезают на землях Германии) обнаруживают разительное сходство с польским и русским языками.(Гудзь-Марков А.В., Индоевропейская история Евразии. Происхождение славянского мира. - М.:Рикел, Радио и Связь, 1995, стр. 113-139). Раннесредневековая держава славян требует к себе более пристального внимания. Это позволяет многое уточнять и в формировании средневековой Руси.
|
|