|
Ансгарий - епископ Гамбурга 830 - 850 гг., стимулировавший крещение Северной Руси Рориком (Рюриком) Ютландским и его соратниками.
Сам Рюрик, если верно его отождествление с Рориком Ютландским, крещен в Майнце в 826 г., и в его окружении, как следует из жития святого Ансгария, были христиане. Началу средневековой христианизации Руси (если не учитывать хождений апостола Андрея и т.п.) соответствуют археологические комплексы, содержащие погребения по обряду ингумации, и первые находки христианских древностей.
Ранними христианскими памятниками на территории Северной Руси (бассейна Ильменя и Волхова) признаются фризские кувшины, происходящие из Северной Европы и связываемые с миссией святого Ансгария. Они представлены двумя экземплярами из погребения по обряду кремации кургана № 7 в могильнике Плакун в Старой Ладоге (вторая половина IX в.).
Сосуды специфической формы с орнаментом из серебряной фольги, включающим христианские символы, имели литургическое назначение. Происхождение христианских древностей из погребений по обряду кремации отражает этапы средневековой христианизации, Могильник предположительно связывают с дружиной Рюрика (ок. 862 г.). В кургане № 11 того же могильника обнаружено надежно датированное последней четвертью IX в. погребение в камере (это раннее камерное погребение Северной Руси, аналогов чему немало в античном Приазовье и т.д.).
Камерный обряд возникал в Северной Европе вне связи с предшествующей погребальной традицией, утверждался как реакция местной христианизируемой знати на культурное давление Каролингской империи и переносился на Русь.
Обряд трупоположения (известный и в античности) вновь утверждался в округе Ладоги синхронно с распространением христианских древностей в пределах единого некрополя, представляющего погребения одного коллектива. Для северян это было инновацией эпохи христианизации. А. - один из аргументов крещения Руси задолго до Ольги и Владимира.
Литература:
1. Славяне и скандинавы. М., 1986. С. 104;
2. Arbman H. Schweden und das Karolingishe Reich. Stockholm, 1937;
3. Selling D. Wikingerzeitliche und fruhmittelaltliche keramik in Sweden. Stockholm, 1955. C. 47, 54;
4. Jankun H. Hathabu, ein Handelsplatz Wikingerzeit. Neumunster, 1963. C. 196;
5. Корзухина Г.Ф. Курган в урочище Плакун близ Старой Ладоги // КСИА. М., 1971. № 125. С. 59-64;
6. Назаренко В.А. Могильник в урочище Плакун // Средневековая Ладога. Л., 1985. С. 156-169;
7. Крузе Ф. О происхождении Рюрика // ЖМНП. 1836. №1. С. 43-48; 8. Беляев Н.Т. Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи // Seminarium Kondacovianum. 1929. Т. 3. С. 215-270;
9. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1901. Т. 1. Ч. 1. С. 46;
10. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982;
11. Критика версии: Ловмяньский Г. Рорик Фрисландский и Рюрик Новгородский // СС. 1963. Вып. 7.
|
|