|
Анахарсис (смысл имени: "небесный глас", "знахарь" и т.п.; ок. 610 - 535 гг. до н.э.) - выдающийся философ, этнограф, поэт и изобретатель Скифии, хорошо известный Сократу, Платону, Аристотелю и иным мыслителям античности. Зачастую сведений о нем в энциклопедиях нет.
Прадедом в середине VII в. до н.э. был царь Спаргапиф, возможно, родич царя Арианта, властвовавшего тогда над всей Скифией. Имя деда Лик созвучно реке Лик (допускают, совр. Маныч). Отцом философа был царь Гнур (созвучие типа "гнуть"; украинское Гнур до сих пор - Хряк, Боров), а братом - царь Савлий, это имя есть в новгородских берестяных грамотах. Сын Савлия царь Антир (Иданфирс) отличился в войне с Дарием I около 512 г. до н.э., тогда Антир уже правил всей Скифией.
А. повидал много стран и выказал там свою великую мудрость. Научился в Кизике культу Матери Богов (Кибелы-Купалы или Реи, античной Богородицы). Пытался внедрять культ в Скифии, за что Савлием и убит.
Философские позиции А. проявлены во многих произведениях. Еще до нашей эры ходили списки с его работ и писем: "К афинянам", "К Медоку", "К Аннону" (философам), "К царскому сыну", "Крезу" (царю Лидии, с кем имел связи и первофилософ Фалес).
В молодости встречался с Солоном (ок. 640-559 гг. до н.э.), затем с Мисоном. Лукиан Самосатский во II в. н. э. на основе скифо-македонских архивов и устной памяти сочинил и произведение "Анахарсис или о гимнасиях". Там отражен диалог Анахарсиса с Солоном по темам образования и воспитания. Солон допускал, что гимнастика и спорт в чистом виде были пока чужды скифским обычаям. Но затем на юге России у Азовского моря и в округе стали развиваться античные гимнасии (их следы выявлены в Фанагории (Тамань), Пантикапее (Керчи) и в других городах).
А. оказывался одним из предтечей киников (циников) и близких им стоиков, но не доходил до цинизма. Довольствие благами природы и малым, отсутствие зависти - важнейшие черты его мировоззрения и всего образа жизни скифов. В письме к Медоку утверждал, что скифы объективно оценивают достижения инородцев и иноверцев, радуются и чужому благополучию: "Зависть и страх суть великие доказательства низкой души: за завистью следует печаль от благополучия друзей и сограждан, а за страхом - надежды на пустые слова. Скифы радуются чужому благополучию - стремятся к тому, чего и им возможно достигнуть; а ненависть, зависть и всякие пагубные страсти они постоянно всеми силами изгоняют, как врагов".
Довольствие А. малым хорошо выражает письмо к Аннону: "Мне одеянием служит скифский плащ, обувью - кожа моих ног, ложем - вся земля, обедом и завтраком - молоко, сыр и жареное мясо, питьем - вода". Богач - раб обилия вещей и своего образа жизни, что позже подчеркивали киники и стоики.
А признавался изобретателем плуга, якоря и гончарного круга. Оставил немало метких высказываний. Порицаемый греком за скифское происхождение, ответил: "Мне позор - отечество, а ты - своему отечеству". Соглашался со скифом Токсарисом, что лучше иметь одного друга, стоящего много, чем многих - не стоящих ничего. Хорошим и дурным у людей считал одно - "Язык", требовал его сдерживать. Свободным и лаконичным говором сформировал представление о "скифском образе речи". Возглавлял посольство философов (там были Биант, Питтак и др.) к царю Крезу. Считался автором 800 стихов о ратных подвигах скифов.
Философ Марк Туллий Цицерон (до н. э.) отмечал, что "скиф Анахарсис мог считать деньги ни за что, а наши философы не могут сделать это".
Идеи натурального хозяйства и коллективизма тысячи лет почитались в Скифии.
Литература:
1. ВДИ. 1947 - 1949; указатель 1950 г.;
2. Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота;
3. Куклина И. В. Анахарсис. - ВДИ. 1971. № 3;
4. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. История и идеология русского народа. ТТ.1 - 2. СПб., 1997.
|
|